Юлия Киселева: "Приходи на фестиваль, будешь отвечать за все, что сделала"

Юлия Киселева: "Приходи на фестиваль, будешь отвечать за все, что сделала"

18 ноября 2015 10:38 / Спецпроекты

Режиссер Юлия Киселева о фильме «Самовыдвиженка», который участвует в конкурсной программе Международного фестиваля документального кино «Артдокфест-2015» (Москва и Санкт-Петербург, 8–16 декабря)

Юлия Киселева – сценарист, режиссер, продюсер, преподаватель. Режиссер 14 авторских документальных фильмов, выпустила более десятка телевизионных фильмов и программ. Трехкратный финалист национальной премии «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения, финалист премии «ТЭФИ-регион», дипломант фестиваля «Артдокфест-2009», лауреат фестиваля «Флаэртиана» (2012). Живет в Москве.

– Вы закончили фильм «Самовыдвиженка» о муниципальном депутате из подмосковного Братеево в феврале 2015-го. Неужто сознательно почти год ждали российской премьеры, чтобы попасть в конкурс Артдокфеста?

– Я с самого начала хотела делать премьеру на Артдокфесте, в котором не раз участвовала прежде. Мы много спорили с продюсером, которая не хотела столько ждать. Она отправляла «Самовыдвиженку» и на ММКФ, и на «Послание к человеку», но фильм не взяли, и я даже порадовалась. Все-таки картина на политическую тему, а у нас теперь фестивали с ними особенно аккуратны. Я уже обжигалась с фильмом «В движении» про «Россию молодую». На студенческих фестивалях его прекрасно принимали, а на более крупных говорили: «Ну вам же этот фильм заказали!» Вот и с новой лентой я жду, что снова меня будут спрашивать, кто же мне ее заказал. Впрочем, на Артдокфесте таких вопросов не задавали.

– Так почему же вы вообще взялись за политическую тему и как нашли свою героиню?

– С Дашей мы познакомились в 2010 году, когда снимали фильм «Широкие объятия» про волонтеров, которые ездят в дом престарелых. Даша была среди них. Когда фильм вышел в 2012 году, я снова встретилась с Дашей и узнала, что она собралась избираться в муниципальные депутаты. Ей было 22 года, никаких связей, никакого бюджета на предвыборную кампанию, только друзья и родители. Мне показалось это забавным, и мы начали снимать.

Предвыборная кампания заключалась в том, что Даша расклеивала листовки, которые напечатала за мамин счет, и проводила какие-то встречи с жителями своего Братеево. Потом целый день мы снимали на выборах, и я думала: она не пройдет – и что дальше будет? А тут внезапно в 4 утра мы узнаем, что Даша проходит. Для меня как режиссера тут была поставлена точка, потому что мне казалось, что Даша стала депутатом – следовательно, конфликта нет и фильма нет. Я перестала снимать. Правда, месяца через три, когда был «Марш миллионов», Даша ходила на него как рьяная оппозиционерка, ее сажали в автозак, она вытаскивала своих друзей из ОВД. Она нам все это рассказывала, говорила, что Путин через два года уйдет. На этом месте мы перестали ее снимать. А потом я встретила ее года полтора спустя и увидела очень большую трансформацию.

Мало того, что политические взгляды Даши начали меняться, у нее изменилась энергетика. Если раньше она была нежной девочкой, то сейчас стала жесткой, командный тон появился. Начались проблемы с личной жизнью. Она рассказывала за чашкой чая, что всегда мечтала работать среди мужчин, вот и сейчас работает среди мужчин, а с личной жизнью как-то не ладится. И стало понятно, что надо снимать дальше.

– Какая точка стала финальной для фильма?

– Одна из последних наших смен была 4 ноября, в День народного единства, когда Даша ходила на митинг уже не с оппозицией, а с прокремлевскими движениями. Я ее снимаю и говорю: «Даша, ничего, что ты стоишь под флагом «России молодой»?» – «Ой, нет, снимай, чтоб флага было не видно».

– Она стеснялась, стыдилась своей трансформации?

– Нет, просто не хотела себя ассоциировать с «Россией молодой», она же теперь в молодежном движении «Справедливой России» что-то делает. А почему она должна стыдиться? Она считает, что узнала много нового, стала читать другую литературу… С некоторых пор я стараюсь с ней на политические темы вообще не разговаривать, чтобы не раздражаться.

– А ваше раздражение проявляется в фильме?

– С одной стороны, я не должна навязывать свою точку зрения зрителю. Понятно, что когда я ставлю камеру и монтирую, то уже выдаю свой взгляд. Но педалировать его не имею права. С другой стороны, я не должна бояться показать фильм герою. Это идет от моего мастера Игоря Андреевича Григорьева, он всегда говорил, что нельзя выставлять своих героев дураками.

– Даша видела фильм?

– Я пришла к ней и сказала: «Даша, не хочу, чтобы ты нервничала на премьере, поэтому показываю тебе фильм сейчас, но ничего вырезать оттуда уже нельзя». Старые съемки она приняла спокойно, на последних переживала, но в принципе ничего.

– Неужели и на Артдокфест ваша «самовыдвиженка» готова прийти?

– Я ей сказала: «Даша, приходи на фестиваль, будешь отвечать за все, что сделала». Она поначалу говорила – ну что это за фестиваль такой, когда была эта история с отказом Министерства культуры в финансировании. Но я приводила ее на Артдокфест в прошлом году, она посмотрела какие-то фильмы и сказала, что не увидела здесь ничего оппозиционного, просто хорошее кино.

****

"Артдокфест" в Петербурге уже второй год идет рука об руку с Москвой, показывая  насыщенную фестивальную программу. В течении девяти декабрьских вечеров в Петербурге одновременно со столицей пройдут: открытие и закрытие фестиваля, вся конкурсная программа — 21 российская премьера, — а также показы четырех самых резонансных фильмов из внеконкурсной секции, которые обещают стать отдельными значительными эпизодами документального киносмотра.  

Главной площадкой "Артдокфеста" станет кинотеатр "ANGLETERRE CINEMA LOUNGE".  

Вторая площадка фестиваля в Северной столице — пространство "MINISTERSTVO" — своим названием передает ироничный привет Министерству культуры, принципиально не поддерживающему АРТДОКФЕСТ. Отсутствие государственного финансирования второй год подряд окончательно укрепило крупнейший документальный смотр страны в статусе истинно независимого фестиваля. Такой статус имеет особую ценность для авторов фильмов и думающего зрителя, но стоит колоссальных усилий для организаторов.

Следите за расписанием и новостями Артдокфест/Петербург на сайте фестиваля. "Новая газета" в Петербурге публикует серию интервью с создателями фильмов.

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.