Умарали. Прощай. Прости…
16 ноября в Таджикистане похоронили пятимесячного Умарали Назарова, умершего в петербургской детской больнице в ночь с 13 на 14 октября, спустя несколько часов после того, как его отняли у матери.
Маму ребенка – Зарину Юнусову – по решению суда выдворили на родину и на пять лет запретили ей въезд в Россию. Отец малыша – Рустам Назаров – пока остается в Петербурге. Однако – согласно российским законам о мигрантах – в любой момент и его могут депортировать. Потерпевшим по делу о смерти собственного сына Рустам не признан – следствие со странным упорством отказывает ему в этом статусе. Единственной потерпевшей до сих пор была Зарина…
«Новая» рассказывала (см. №№ 117, 119, 121, 123, 125 за 2015 год): утром 13 октября, во время рейда ФМС, в съемной квартире на Лермонтовском проспекте, 5, за нарушение миграционного законодательства была задержана 21-летняя Зарина Юнусова с маленьким сыном. Их доставили в отдел полиции № 1 Адмиралтейского района, где мать с младенцем разлучили. Зарину увезли в суд и отпустили только поздно вечером. А Умарали Назарова (род. 20.05.2015) полицейские оформили как «подкинутого или заблудившегося» ребенка, не отдали ни отцу, ни бабушке, несмотря на то, что те принесли свидетельство о рождении и другие документы. А, вместо этого, около 13.30 передали врачам скорой помощи и отправили в детскую больницу имени Цимбалина, где в ту же ночь малыш скоропостижно скончался.
Сначала врачи говорили: «от ОРВИ». Потом предположили: «синдром внезапной смерти». 10 ноября следствие заявило, что причина смерти младенца установлена:
– Получено заключение экспертов, согласно выводам которых причиной смерти ребенка явилось заболевание: генерализованная цитомегаловирусная инфекция, – сообщили «Новой» в пресс-службе ГСУ СК РФ по Петербургу.
По оценке защиты потерпевшей и комиссии Совета по правам человека при президенте РФ, в конце октября проводившей собственное расследование происшествия, эта версия маловероятна:
– Мы консультировались с медиками, – рассказала «Новой» адвокат потерпевших Ольга Цейтлина, – вирус, который якобы привел к гибели Умарали, не является смертельным. Цитомегаловирус – это вирус группы герпесов. Он есть у 90% людей. Найти его у человека легко. Но умереть от него непросто – для этого им должны быть поражены все внутренние органы, и развивается такой вирус не стремительно, а долго, и это заметно, а у малыша не было никаких признаков нездоровья, судя по наблюдениям врачей.
Однако провести независимую судмедэкспертизу в Петербурге следователи не дали, поскольку так и не ознакомили ни мать, ни отца Умарали с официальным заключением судмедэкспертизы, чтобы его можно было оспорить.
Между тем, 12 ноября Горсуд рассмотрел жалобу Юнусовой на решение райсуда о выдворении и оставил его в силе. Зарине дали пять дней, чтобы выехать из страны. Решение удивило всех – от адвокатов, заявивших о намерении непременно его обжаловать, до СПЧ. 13 ноября глава СПЧ Михаил Федотов направил обращение генеральному прокурору Юрию Чайке:
– Если Зарину Юнусову выдворят в Таджикистан, будет сложно устанавливать истину по данному делу в ее отсутствии. Я не понимаю смысл такого решения, – прокомментировал свой поступок Федотов в эфире «Эха Москвы». – Я считаю, что в данном случае, конечно, суду нужно было принять иное решение, а именно – само по себе решение о выдворении оставить в силе, но изменить срок. Не 5 дней, не 15, как было первоначально, а установить срок до принятия судом или следствием (следовательно там возможно и вмешательство прокуратур) окончательного решения по уголовному делу о гибели Умарали Назарова. Сначала нужно разобраться. Потому что разбираться в причинах гибели, устанавливать виновных лиц в этой истории нужно тогда, когда потерпевший находится здесь, рядом, когда его можно допросить в любую минуту. А если вы его выдворяете, то господствует старый принцип «Нет человека – нет проблемы». Так?
Ни адвокаты, ни Федотов, ни Чайка ничего изменить не успели.
В ночь с 15 на 16 ноября одним рейсом – из Петербурга в Душанбе – Зарина и Умарали улетели. Мама – в пассажирском кресле, сын – в деревянном заколоченном гробу. 15 ноября в городском морге родителям выдали тело ребенка. Авиакомпания «Сомон Эйр» за доставку этого груза-200 отказалась брать деньги.
– Срочно отправить Зарину домой решило таджикское консульство, – объяснил «Новой» юрист таджикской диаспоры в Петербурге Уктам Ахмедов. – Мы только исполнили это решение. Скинулись на билет Зарине. Из-за такого поспешного отъезда даже сорвались очные ставки Зарины с сотрудниками УФМС и полиции, которые ее задерживали. Они были назначены на 16 ноября.
Родственники Рустама и Зарины также рассказали «Новой» о том, что представители таджикского консульства пообещали родителям Умарали: независимая судмедэкспертиза по поводу причин смерти малыша будет проведена в Таджикистане, сразу по прилету.
– Сказали: «вас встретят в Душанбе», – в интервью «Новой» посетовал Махкам Хабибуллоев, дядя Рустама Назарова. – Но четыре часа, с 8 утра до 12, мы прождали таджикских экспертов – криминалистов в душанбинском аэропорту. Никто не приехал. Что нам оставалось делать? Мы поехали хоронить Умарали…
Малыша похоронили в родном селе его отца. Зарина вернулась в родительский дом. Таджикским СМИ перед похоронами мать мальчика сказала несколько слов: «Я хочу, чтобы люди, повинные в смерти моего сына, понесли заслуженное наказание. Мой Умарали ничем не болел. Его забрали у меня силой, а потом сообщили, что он умер. Как такое возможно. Почему?»
– Сложно сказать, как теперь будет идти расследование дела о смерти Умарали, не будет ли оно свернуто? – Прокомментировала «Новой» адвокат Ольга Цейтлина. – Но мы уважаем выбор и волю потерпевших, консульства и диаспоры. Наша цель была не посадить конкретных сотрудников полиции и ФМС, а вскрыть масштабную проблему отбора детей и в данном случае установить причину смерти ребенка. Часть этой задачи выполнена, но расследование по причине смерти не закончено. Возможно, последует обращение в Европейский суд по правам человека, поскольку потерпевшая выполняет решение суда, которое обязывает ее покинуть Россию. Таким образом, государство не только не проводит эффективного расследования, но и выдворяет важнейшего очевидца и потерпевшую, чьи показания являются главными доказательствами по делу. Нарушение процессуальных обязательств абсолютно очевидно.
Совет по правам человека в ближайшее время обещает представить доклад о расследовании этой ситуации президенту Владимиру Путину, а также добиваться признания Рустама Назарова потерпевшим по делу и продолжения расследования обстоятельств гибели младенца.