Приказано молчать
Следователи признали отца Умарали потерпевшим, но заставили его дать подписку о неразглашении
В расследовании смерти пятимесячного Умарали Назарова – сына мигрантов из Таджикистана Зарины Юнусовой и Рустама Назарова – на минувшей неделе случилось два существенных события.
В Таджикистане медики огласили результаты анализов, взятых у матери малыша: в крови Зарины не обнаружен цитомегаловирус, который якобы стал причиной гибели ее ребенка. А в Петербурге следствие наконец признало Рустама потерпевшим по делу о смерти Умарали. Об этом «Новой» сообщили 3 декабря в Главном следственном управлении СК РФ по Петербургу.
Адвокаты родителей Умарали Назарова добивались признания Рустама потерпевшим на протяжении почти двух месяцев. До сих пор потерпевшей по делу являлась только мать ребенка Зарина Юнусова. Однако еще 15 ноября ее по решению Октябрьского районного суда Петербурга выдворили из России в Таджикистан, и на сегодняшний день Зарина фактически не имеет возможности участвовать в следственных действиях. По мнению защиты, признание потерпевшим Рустама Назарова позволит активизировать работу следствия. Но теперь действия следователей будут скрыты от посторонних ушей и глаз: и Рустама Назарова, и его адвокатов в следственном отделе по Невскому району, где 2 декабря был оформлен статус потерпевшего, вынудили дать подписку о неразглашении данных предварительного следствия.
«Следователи имеют такое право, – объяснил «Новой» адвокат потерпевших Юрий Серов. – Другой вопрос, всегда ли они обоснованно им пользуются. Теоретически можно отказаться давать подписку о неразглашении, но последствиями этого могут быть как уголовное преследование адвокатов, так и отстранение от дела».
Напомним: Рустам Назаров и Зарина Юнусова потеряли ребенка в ночь на 14 октября, когда в результате рейда ФМС пятимесячного ребенка разлучили с матерью и отправили в детскую больницу имени Цимбалина, где он скоропостижно скончался.
Причиной смерти ребенка на данный момент следствие считает цитомегаловирусную инфекцию и утверждает, что заразиться малыш мог еще в утробе матери. Еще 10 ноября в Петербурге полицейские и следователи приводом доставили Зарину и Рустама в больницу и пытались принудительно заставить родителей мальчика сдать анализы крови. Только вмешательство адвокатов потерпевших помогло тогда этого избежать.
Тем не менее в Таджикистане у матери мальчика взяли анализы крови. Как сообщила «Новой» адвокат Юнусовой Мукаддас Абдурахманова, 21 ноября Зарина была приглашена в республиканское МВД, где написала объяснительное заявление о произошедшем в Петербурге. Тогда же у нее взяли кровь для проведения анализов местными экспертами в Душанбе. 4 декабря результаты анализов были готовы: цитомегаловирус, который якобы стал причиной смерти пятимесячного Умарали Назарова, в крови Зарины Юнусовой не обнаружили.
А заявление Юнусовой, по словам Абдурахмановой, в МВД Таджикистана обещали направить российским коллегам для дальнейшего рассмотрения. Уголовное дело по факту гибели Умарали в Душанбе не возбудили на том основании, что подобное дело уже расследуется в России – по месту происшествия.
«Между тем к российскому следствию по-прежнему много вопросов, – говорит адвокат потерпевших Ольга Цейтлина. – Почему до сих пор ни родителей Умарали, ни нас не ознакомили с официальным заключением судмедэкспертизы? Она проведена с многочисленными нарушениями, а мы сейчас не можем оспорить выводы экспертов о причинах смерти младенца, с которыми не согласны. Почему изначально никому из нас не сообщили о назначении экспертизы и тем самым не позволили задать экспертам вопросы, которые мы считали необходимыми? Почему так неожиданно и спешно отправили тело ребенка в Таджикистан и захоронили, не предоставив обещанной возможности провести независимое судебно-медицинское исследование на родине родителей малыша?»
Защитники Назарова и Юнусовой не скрывают, что не особенно рассчитывают на полноценное, объективное и справедливое расследование дела о смерти Умарали в России. В поисках правды они намерены дойти до Европейского суда по правам человека.