В петербургском шоу-бизнесе засияли звезды на погонах
В Петербурге началось слушание первого уголовного дела об изнанке шоу-бизнеса.Следствие верит в бескорыстие звезд эстрады и обвиняет организаторов городских праздников в хищении их гонораров.
Расследование коснулось четырех высокопоставленных чиновников, три из которых конфликтовали с главным петербургским единороссом Вячеславом Макаровым. Но политической изнанки в официальных материалах дела нет.
Что будет через год
К концу 2016 года Красногвардейскому районному суду Петербурга предстоит вынести первый в истории города приговор о мошенничестве в шоу-бизнесе. На скамье подсудимых Владимир Авраамов, Никита Абрамидзе, Ирина Сухарева и Елена Югай. Деловое сообщество знает этих людей как костяк группы компаний "Мегастар", хотя в уголовном деле фигурируют другие названия: ЗАО "Росконцерт", ОО "Наше будущее", ООО "Звезда Невы" и ООО "Артист".
По мнению следователя Второго следственного управления СК РФ (обслуживает Северо-Западный федеральный округ) Алексея Раукинаса, с помощью этих фирм подсудимые похитили более 10 миллионов рублей из 115, которые бюджеты Петербурга и трех районов выделили на проведение праздничных мероприятий. Гособвинитель будет доказывать суду, что всякий раз при расплате с артистами бизнесмены присваивали себе большую часть гонораров. По мнению следствия, основатели "Мегастара" совершили таким образом особо крупное мошенничество.
В деле четыре эпизода:
– празднование фестиваля "Морская ассамблея" в Кронштадте 31 июля 2011 г.;
– проведение четырех творческих встреч в концертном зале "У Финляндского" по заказу государственного культурного центра Калининского района в октябре 2011 г.;
– празднование Дня Колпино в сентябре 2013 г.;
– празднование Дня знаний в Ломоносове, Петергофе и Стрельне 2 сентября 2013 г.
Фундамент обвинения – показания эстрадных звезд. Юрий Лоза, например, сославшись на плохую память, о гонораре вообще не вспомнил. Представитель Александра Розенбаума генеральный директор ЗАО "Компания "АЛРОЗ" Светлана Авраменко заявила об исключительном бескорыстии народного артиста: мол, День военно-морского флота, какие тут гонорары! "Мумий Тролль" в лице директора Алекса Кедрова также признался в бескорыстии. Остальные либо страдают расстройством памяти, либо рассуждают об имидже. Для вокалистки DEJA VU Ольги Клюевой, например, работа на сцене – удовольствие, а не способ заработка. Для эстрадного певца Александра Смирнова (сценический псевдоним Александр Стволинский) великая честь выступить на одной сцене с Лозой и Розенбаумом.
А следователь Раукинас подсчитал: на выступление Лозы бюджет Кронштадтского района выделил 650 тыс. рублей, на выступление Розенбаума – 1 млн 200 тыс. рублей, на выступление "Мумий Тролля" – почти два миллиона. Так как все они страдают либо расстройством памяти, либо альтруизмом, то следователь предположил: бизнесмены распихали предназначавшиеся артистам гонорары по карманам.
Ни беспамятство, ни бескорыстие звезд в Следственном комитете сомнений не вызвало.
Подсудимые собираются удивить суд не меньше, чем следствие. Они готовы полностью признать инкриминируемые им поступки – лишь с одной поправкой: они не видят в них состава преступления.
"Да, мы организуем праздники, чтобы заработать. Мы бизнесмены, и результатом нашей деятельности является получение прибыли", – заявил автору этих строк Никита Абрамидзе.
Он предложил "Новой газете" почитать показания всех фигурирующих в материалах дела представителей городского комитета по социальной политике и трех районных администраций – ни у одного из них претензий к проведенным праздникам нет. Остались, по словам Абрамидзе, лишь благодарственные письма.
"Где написано, что мы должны отчитываться о сумме, которую положили в конверт певцу, о сумме, которую потратили на его приезд и отъезд, о стоимости снятого для него номера в гостинице? – возмущается он. – Мы уложились в смету и выполнили обязательства перед заказчиками – при чем тут мошенничество?"
Представляющий интересы Абрамидзе заведующий Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский считает идиотами людей, придумавших типовой образец государственного контракта без раздела "прибыль подрядчика". "Можно подумать, у нас все работают бесплатно! – возмущается он. – Разве это не идиотизм? Так можно отправить в тюрьмы абсолютно всех участников госконтрактов!"
В общем, в следующем году нас ожидает интереснейший судебный процесс с захватывающим финалом. Но интрига гораздо круче, если посмотреть на те же события, вернувшись на год назад.
Что было год назад
В феврале 2014 года следственная часть Главного управления МВД России по СЗФО возбудила сразу два уголовных дела по фактам мошеннических действий при организации городских праздников. Оба имели медийный успех: обыски в офисах и квартирах описывали газеты, шоу-бизнес содрогался. Под прицелом карающего ока сыска оказалась не только группа компаний "Мегастар", но еще и ООО "Театральный дом" (ныне ликвидированный) и фонд "Милосердие белых ночей". Две последние фирмы связаны с популярной в театральном мире Петербурга шоу-бизнес-леди Натальей Колесник.
Она известна в городе как основатель продюсерской компании "Театр дом". Но сама себя в беседе с журналистом позиционирует как художественный руководитель одноименного театра антрепризы и детского театра "Поляна сказок". Оба заведения базируются во дворце культуры "Выборгский".
Наталья Колесник – подозреваемая во втором уголовном деле, возбужденном одновременно с делом в отношении хозяев "Мегастара". Ей до сих пор не предъявлено обвинение, и те полтора года, которые Никита Абрамидзе и его коллеги провели в следственных изоляторах, она ставила спектакли, организовывала праздники. Сейчас, например, она готовится к организации встречи Деда мороза и новогодней ночи на Дворцовой площади – по словам госпожи Колесник, ее нанял в качестве привлеченного специалиста подрядчик Комитета по культуре фонд "Содействие и милосердие" Виктории Меньшаковой (приятельница Натальи Колесник).
Между тем фабулы возбужденных в прошлом году уголовных дел очень похожи: по версии следствия, неустановленные лица похитили бюджетные деньги, субсидированные "Театральному дому" и "Милосердию белых ночей" при организации городских праздников в 2012–2013 гг.
Колесник выражается креативнее, чем Абрамидзе. "Я не рассматриваю организацию заказанных бюджетными ведомствами праздничных мероприятий как способ получения прибыли, – заявила она "Новой газете". – Исполняя госконтракты, я формирую свой имидж, а имидж позволяет зарабатывать на коммерческих проектах…"
Наверное, такой будет позиция госпожи Колесник на будущем судебном процессе, до которого, видимо, далеко: возбудившее оба уголовных дела ГУ МВД России по СЗФО давно расформировано, а следователь Второго следственного управления СК РФ Егор Пазюченко заявил: дело находится в стадии сбора доказательств.
Почему правоохранительные органы (прежде всего расформированное полицейское ведомство) столь жестко обошлись с владельцами группы компаний "Мегастар" и столь мягко отнеслись к владелице "Театрального дома" и "Милосердия белых ночей"?
В ответе на этот вопрос Абрамидзе и Колесник солидарны: они пожимают плечами. Злопыхатели шепчут: рядом с Натальей Колесник часто можно увидеть замруководителя Управления по работе с личным составом ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Владимира Удянского.
Госпожа Колесник держит удар: "Мы вместе работаем. Иногда, когда проводим праздники типа Дня полиции. Остальное – глупости!"
Что еще было год назад
С 2011 по 2013 год (период, охваченный материалами уголовного дела) компании группы "Мегастар" принимали участие почти в полусотне госконтрактов, заказчиками в которых выступили 12 райадминистраций. Больше всего контрактов заключили с "Мегастарами" администрации Центрального, Московского, Невского, Кировского и Василеостровского районов. Кронштадтский и Колпинский районы выступили заказчиками у группы "Мегастар" всего по два раза, Петродворцовый – один.
Во всех случаях это были праздничные мероприятия, на которые приглашались звезды эстрады. И во всех случаях бизнесмены расплачивались с ними одинаковым образом – что, по мнению Следственного комитета, образует состав особо крупного мошенничества. Но в деле "Мегастара" сотрудники расформированного полицейского подразделения выбрали только три района: Кронштадтский, Колпинский и Петродворцовый. А дело "Театрального дома" касается исключительно Комитета по культуре.
Что же объединяло Комитет по культуре и эти три районные администрации в 2014 году? Оказывается, политические взгляды руководителей.
Например, муниципальные выборы в Металлострое (Колпинский район) журналисты назвали в начале осени 2014 г. "самыми странными и необычными". За две недели до местных выборов там случился политический скандал: в поселке сорвали плакаты с изображением председателя городского парламента Вячеслава Макарова и не пустили доверенное лицо Георгия Полтавченко пообщаться со школьниками. Курсировавшие слухи связывали происшедшее с желанием тогдашнего районного главы Дмитрия Кобицкого провести в муниципальный совет независимых от первых лиц "Единой России" депутатов.
В декабре 2014-го Дмитрий Кобицкий покинул пост главы администрации Колпинского района и с тех пор на госслужбе не работает.
Летом 2014-го петербургские единороссы (секретарь петербургского регионального отделения партии "Единая Россия" – Вячеслав Макаров) обнародовали список кандидатов, которые должны были принять участие в партийных праймериз перед муниципальными выборами. Так достоянием общественности стали несколько муниципальных округов, где представители партии власти вообще ни на что не рассчитывали. Журналисты предсказуемо назвали такие округа "аномальными". Среди них был один район целиком – Кронштадтский.
В июне 2014-го тогдашний глава администрации Кронштадтского района Терентий Мещеряков уволился "по собственному желанию" и с тех пор расстался с госслужбой.
А в Петродворцовом районе бизнесмен и кандидат в местные депутаты от "ЕдРа" Андрей Жихарев осенью 2014 г. публично жаловался на районную администрацию, якобы мешавшую ему благополучно избираться и поддерживавшую своего кандидата, независимого от "Единой России". Также публично Жихарев заявил журналистам, что будет жаловаться Вячеславу Макарову.
Глава администрации Петродворцового района Дмитрий Попов единственный из нашего списка сохранил свой пост. Есть мнение, что сказалось стабильное прошлое: на протяжении многих лет он был заместителем нынешней главы администрации Центрального района Марии Щербаковой, с которой сохранил добрые отношения. Госпожу Щербакову называют очень влиятельной персоной в петербургском бомонде.
Что и с кем не поделил тогдашний председатель Комитета по культуре Василий Панкратов, нам неизвестно, но и он не пришелся ко двору. В феврале 2015 г. он покинул свой пост и с тех пор возглавляет государственный музей-заповедник "Гатчина".
Таким образом, почти все первые лица государственных ведомств, чьи праздники заинтересовали правоохранительные органы, покинули свои посты. И почти все они находились в натянутых отношениях с главным петербургским единороссом Вячеславом Макаровым.
Константин ШМЕЛЕВ