Закон подкрался незаметно
3 февраля ЗакС спешно принял новый закон о собственных выборах, готовившийся в глубокой тайне.
За проект, внесенный с голоса, без обязательного 20-дневного срока на изучение и обсуждение, проголосовали 32 депутата – единороссы, часть беспартийных и, видимо, часть коммунистов и «эсеров»: иначе такого числа голосов никак не набралось бы. Против голосовали 15 депутатов – яблочники, ЛДПР и часть «эсеров», коммунистов и беспартийных. Поправки к проекту соберут до вечера пятницы – в том же стремительном режиме спецоперации. Это означает, что единороссы спешат и не хотят допустить даже мелких правок.
Нового в тексте по сравнению с прежним законом не много. Но главное ожидаемо: как и предполагали парламентские оппозиционеры, продавлена смешанная избирательная система, резко снижающая возможности противников партии власти.
В сентябре 2016 года ЗакС предлагается избирать по системе «25 + 25»: половину депутатов выберут, как сейчас, по пропорциональной системе, половину – по одномандатным округам. Так выбирали Думу в 1993–2003 гг., так будут выбирать и в этом году. Избиратель получает два бюллетеня: по одному выбирает между партиями (учитываются голоса, поданные за них на территории всего Петербурга), по другому – между кандидатами по одномандатному округу, которых в городе будет 25.
Партии, прошедшие через пятипроцентный барьер, получат число мандатов пропорционально уровню поддержки. С учетом того, что разыгрывается 25 мандатов, легко подсчитать, что для получения двух мандатов надо набрать не менее 8% голосов, пяти – 20%, десяти – 40%. При нынешней полностью пропорциональной системе аналогичное число голосов дает вдвое больше мандатов, и именно это категорически не устраивает ни Смольный, ни единороссов, поскольку гарантирует оппозиции существенное представительство.
Мажоритарная система (мандат получает тот, кто набрал относительное большинство голосов в округе) для единороссов выгоднее – она больше подвержена влиянию административного ресурса, фальсификаций и больших денег, потому что изменить результат по одномандатному округу с помощью этих приемов проще, чем результат выборов в целом по городу.
Тот факт, что при пропорциональной системе выше представительность парламента (голоса не пропадают, в отличие от мажоритарной системы, где в корзину летят голоса всех избирателей, кроме отданных за победителя), ни Смольный, ни ЕР не волнует.
Схема одномандатных округов – конкретные их границы – будет разрабатываться Горизбиркомом, но утверждаться ЗакСом. Так, парламентские единороссы (конфликтующие со Смольным в борьбе за наиболее выгодные условия переизбрания) собираются обеспечить себе комфортную нарезку округов, собрав контролируемые территории. Оппозиционеры не сомневаются, что для них нарезка будет максимально неудобной – территории, на которых они работали четыре года, поделят на части, лишив их поддержки части избирателей.
Регистрировать кандидатов по округам будут окружные избиркомы – новое звено в избирательном процессе. В каждый из них войдет по пять человек (ровно столько партий представлено в ЗакСе).
Важный момент закона – сохраняется пресловутое «голосование в местах временного пребывания» и голосование военных (на выборах 2011 года это привело к масштабным фальсификациям, а в ряде случаев – к принципиальному изменению результата выборов). Правда, досрочного голосования (еще более сильного фальсификационного ресурса, показавшего себя на муниципальных выборах 2014 года во всей красе) на сей раз не будет. Зато будут открепительные удостоверения, по которым можно будет голосовать не там, где гражданин зарегистрирован. Но только в день голосования, за чем наблюдателям все-таки легче уследить.
Выдвигать списки по единому округу смогут только партии, при этом те из них, кто представлен сегодня в Госдуме или ЗакСе (ЕР, СР, КПРФ, «Яблоко», ЛДПР) или набрал на последних выборах в Госдуму или ЗакС не менее трех процентов, могут делать это без сбора подписей избирателей – известного механизма отсечения от выборов. Остальные партии должны собрать подписи – 0,5% от общего числа избирателей Петербурга, или около 17,5 тысяч. Задача вполне решаемая, но все зависит от того, как эти подписи будут проверять.
Парламентские партии могут без сбора подписей выдвигать и кандидатов по округам, при этом одни и те же кандидаты могут входить в партийный список и баллотироваться по округу. Тот из них, кто пройдет по округу, обеспечит мандат следующему по списку товарищу по партии, вытягивая его в ЗакС. Понятно, что партии будут заинтересованы ставить наиболее сильных кандидатов в округах.
У партии есть право выдвигать не только своих членов – до половины списка могут быть беспартийными (а вот членов других партий выдвигать запрещено).
Сам список должен состоять из «общегородской части» (от одного до трех кандидатов) и региональных групп, которых может быть от 13 до 25. Сколько именно – решает партия. Это будет влиять на очередность получения мандатов: первыми мандаты, положенные партии по результатам голосования по единому округу (в соответствии с набранными процентами), получат кандидаты из «общегородской части» (верхушки списка), а потом то, что останется, передается региональным группам, начиная с той, где за нее проголосовало больше всего избирателей. Чем крупнее группа – тем больше вероятность, что включенные в нее кандидаты имеют шанс на депутатский мандат.
На выборах по одномандатным округам, кроме выдвинутых партиями, могут участвовать и самовыдвиженцы. Для этого им надо будет собрать три процента подписей от числа избирателей округа – около 4200 подписей, что достаточно непросто. И скорее всего, многие кандидаты будут стремиться выдвинуться по округам от партий, освобожденных от сбора подписей.
На выборах кандидаты могут потратить не более пяти миллионов рублей – предельный размер избирательного фонда. Не более половины из них могут составлять средства, переданные выдвинувшей его партией. Партия несколько менее стеснена: ее максимум – 100 млн рублей. Хотя вряд ли многие партии сумеют собрать такие суммы. Давать какие-то оценки средств, необходимых для проведения кампании, сейчас сложно: политтехнологи называют суммы, но необходимо учесть, что для них это способ озвучивания своих аппетитов, а не реальные данные.
В день голосования, как уже сказано, избиратель получит два бюллетеня разного цвета – по спискам и по округу. В списочном бюллетене будут указаны все участвующие в выборах партии, кандидаты из их общегородского списка и кандидаты из соответствующей региональной группы. В окружном – будут указаны кандидаты, претендующие на мандат по соответствующему округу.
Итоги выборов окружные комиссии и Горизбирком должны подвести в течение трех дней после голосования. То есть к вечеру 21 сентября мы узнаем состав нового парламента.