Рига с перцем – 2
Деревянная застройка придает особый вкус городскому пространству. В Риге ее сравнивают с перцем, и эту специю здесь научились ценить.
Латвийский Колумб
Утро архитектора Зайги Гайле начинается с купания в Даугаве – если вода не слишком холодная. "Не слишком" по ее меркам – это до октября. Затем садится на велосипед и едет в свою мастерскую на другом берегу. Что, признается Зайге, дарит такие ощущения, которые не купишь ни за какие деньги.
Остров Кипсала, глядящий через реку на шпили старой Риги и отделенный от материка левобережья протокой, стал обживаться с XVII века – здесь селились рыбаки, лоцманы, докеры, плотогоны. Современная застройка, в недавнее время ступившая на северную оконечность острова, не затронула восточной его части, хранящей заповедный дух старины. Он витает над булыжной мостовой, звучит в названиях улиц – Рыбацкая (Звейниеку), Якорная (Энкуру), улица Чаек (Кайю), теплыми волнами исходит от деревянных стен вековых домов.
Казалось бы, немыслимое для жителя мегаполиса счастье – когда новый день приходит к тебе с шумом листвы, пением птиц и тихим шелестом речной волны – Зайга создавала своим трудом. Изящный деревянный дом четы Гайлис с флюгером-парусником над пирамидальной башенкой и оштукатуренной одноэтажной пристройкой поставлен в 1998-м – но с такой деликатностью и уважением к традициям этого места, что не всякий признает в нем новичка среди старожилов. Изумление соотечественников наверняка возрастет еще больше, когда узнают, что в этом скромном, в три окна домике, огражденном лишь пунктиром невысокой дощатой изгороди, живет бывший латвийский премьер.
Супруг Зайги, Марис Гайлис, уйдя из большой политики, отправился в двухгодичную кругосветку под парусом (о том путешествии и напоминает флюгер над их домом). Но прозванье Колумба получит не бороздившая океанов Зайга – Колумба деревянной Риги, которую именно она откроет для всего мира, неустанно пропагандируя, спасая и пополняя достойными новыми образцами. А Марис, как было у них еще с юных лет, и в этом деле будет плечом, опорой, товарищем и единомышленником. Вернувшись в бизнес, он станет девелопером проектов Зайги. Усилия этого семейного тандема помогут деревянному наследию старой Риги взять курс на возрождение.
Коллекция острова Кипсала
Восстановление и развитие комплекса исторической застройки острова Кипсала стартует в 1996-м, сначала – как частная инициатива.
"Деревянный дом гуманизирует среду, – поясняла Зайга в одном из интервью, – вносит в нее человеческий масштаб. В большинстве городов начала XXI века деревянная застройка – это не досадный анахронизм, а ресурс для стильного и здорового образа жизни. При условии, что сохранению семантических ценностей исторической деревянной застройки сопутствует удовлетворение высоких требований современного дизайна и комфорта".
Кипсала сегодня – живое воплощение этого кредо архитектора. В ее коллекции деревянных домов – любовно воссозданные из старой древесины (как Домик философа – чей обугленный остов рассыпался на протяжении долгих лет) и отреставрированные, а также вновь построенные в гармонии со сложившимся окружением.
Есть здесь и несколько перемещенных зданий – делалось это в исключительных случаях, когда такая операция спасения была единственно возможной альтернативой уничтожения. Такова, например, судьба дома 8 по Угольной улице, прежде стоявшего в центре Риги. Хозяин земельного участка, нацеленный на получение быстрых денег, отказывался сохранять "деревяшку".
Один из перемещенных на Кипсалу домов после реновации (Угольная улица, 8)
Архитектурное бюро Зайги Гайле, оценив закаленную временем древесину, выступило инициатором переезда здания. Сохранив изначальные пропорции и присущие барокко черты, добавили несколько элементов в той же стилистике и полностью поменяли внутреннюю планировку. Следуя требованиям современных представлений о комфорте, соорудили неприметный с улицы блок с бассейном и стеклянным кубиком гаража. По завершении всех преобразований дом был выставлен на продажу по цене свыше 3 млн евро.
"Дом Лиги" – один из характерных для рижских предместий конца XIX века деревянных домов на несколько квартир. При его реконструкции сохранили родные окна и двери, а соединяющую этажи лестницу выполнили с использованием материалов прежней, разместив, согласно историческому ее положению, в пристройке, а для обеденного зала подобрали аутентичную кафельную печь-камин.
Рабочую уличную печь, характерную для прежних времен, можно видеть во дворе двухвекового Дома Гатиса – также получившего вторую жизнь благодаря Зайге Гайле. Прихожая здесь выстлана бетонной плиткой из подъезда другого здания (где она оказалась ненужной), роспись потолка в самой большой комнате восстановлена по сохранившимся образцам, а освещают этот дом привезенные с Лиепайского судоремонтного завода лампы (снятые при ремонте со старых кораблей, собранные по заброшенным цехам).
Для обеспечения нужд новых владельцев к реставрируемым домам иногда добавляются современные пристройки – но их оригинальные решения не вступают в противоречие с духом места. Один из таких удачных примеров находится у дома 52 по Баласта Дамбис: под асимметричной черепичной крышей с уложенным в ее плоскости большим окном, с двумя приметными толстобокими тосканскими колоннами при входе.
Гармонично вписавшаяся новая пристройка на Балласта Дамбис
В каждом случае Зайга Гайле стремится сохранить главное – структуру здания и дух места. Прежде чем подступиться к тому или иному дому, ее команда обязательно изучает не только архивные документы, но даже связанные с ним мифы – все имеет значение, если ты осознаешь ценность неповторимости и особой судьбы каждого "пациента". Табу на использование синтетических материалов, которые деревянный дом отторгает. На возрожденных бюро госпожи Зайги объектах не встретишь пластмассовой черепицы или регипса (от него отказались в пользу известковой штукатурки, которую укладывают на щепу). Ручной труд, штучная работа – еще одна важная составляющая, благодаря которой оберегается и поддерживается живое дыхание таких домов, их добрая аура.
Еще одна местная достопримечательность – Дом с кенгуру. Фигурка этого животного, выполненная в масштабе 1:1 скульптором Глебом Пантелеевым, появилась на башенке возрожденного деревянного здания как напоминание о баталиях начала нулевых, развернувшихся за этот дом. Гражданин Австралии купил его с твердым намерением снести и отстроить на участке несколько коттеджей для продажи. Не имея на то разрешения, начал уже было ломать – но вовремя подоспела "армия спасения" Зайги. Поняв, что реализовать задуманное не удастся, австралиец утратил интерес к этому месту, дом выкупила компания Мариса Гайлиса и привела в порядок по проекту его супруги.
За десять лет усилиями этой четы на Кипсале восстановлен десяток деревянных зданий XIX века, преобразился в зону комфортной жизни комплекс Гипсовой фабрики. С каждым днем остров становится все более притягательным и престижным. Именно здесь, в восстановленных деревянных домах, поселились послы Австрии, Португалии, Нидерландов, сюда стремятся люди творческих профессий. Режиссер Алвис Херманс, пожив полгода в Домике философа, признавался архитектору Гайле: "Нигде прежде не испытывал такого творческого подъема".
Получается у того, кто делает
Главным достижением защитников деревянной Риги стала ее переоценка в общественном сознании, в отношении чиновников и бизнеса. То, что совсем недавно воспринималось обыденным и неликвидным, нынче – эксклюзивное явление, национальный ресурс, предмет гордости и перспективный объект вложений.
Тот факт, что из года в год различные государственные институты и профессиональные сообщества вручают наивысшие награды именно команде Зайги, свидетельство признания значимости дела защиты деревянного наследия. Лучшим проектом реконструкции назвали возрождение Дома философа, свою премию получил дом 8 по улице Оглю, Зайга Гайле получила "Награду Риги" за креативность и инновационный вклад в обновление архитектурно-культурной среды города, решением Думы чета Гайлис была удостоена звания "Рижанин года – 2013". Последняя награда – по совокупности заслуг, за спасение и возрождение многих исторических объектов, а также за создание мемориального музея Жаниса Липке, портового рабочего, спасшего во время Второй мировой 57 евреев. Для Латвии, где, по деликатному определению одного из путеводителей, "бóльшая часть евреев была уничтожена лишь с минимальной помощью немцев", обращение к этой истории имеет особую цену.
Еще в 2005-м Марис Гайлис создал негосударственную организацию "Мемориал Жаниса Липке", а к 2012-му завершилось строительство спроектированного Зайгой мемориала на острове Кипсала. Там, где латышский праведник мира прятал евреев в подземном убежище, оборудованном им под дровяным сараем. К облику старого рыбацкого сарая и отсылает чернеющее на берегу Даугавы строение, обшитое темными просмоленными досками. В его силуэте считывают образ перевернутой лодки и коснувшегося суши Ноева ковчега. Путь к музейным экспозициям проходит через мрачный тоннель: только спустившись под землю, можно начать постепенный подъем наверх, к свету. Устроенный в нижнем уровне тесный бункер нельзя увидеть на уровне глаз – лишь сверху, стоя у края черного квадрата люка. Над этой полыньей в бездну – конструкция с обтянутыми белой бумагой стенами, отсылающая к возводимым на праздник Суккот шатрам (как напоминание о шатрах, что ставили израильтяне в пустыне после исхода из Египта) и символизирующая пограничное, между небом и землей, временное убежище. Чрезвычайно мощное и точное высказывание – при всем лаконизме архитектурного решения.
Латвия – страна более чем скромных возможностей. Пока ей не под силу равняться на ту же Скандинавию, где давно действует система государственных льгот и финансовой поддержки тем, кто рачительно обходится с деревянными памятниками и реставрирует их. Тем не менее позиция властей демонстрирует осознание необходимости двигаться именно в таком направлении. Руководство города по мере сил поддерживает начинания защитников деревянной Риги. Известны случаи, когда такие здания выкупались у не оценивших их владельцев на бюджетные средства или выменивались на находящиеся в госсобственности объекты.
В некогда рабочем районе Гризинькалнс в 2013 году открылся центр изучения и реновации деревянных зданий Koka Riga ("Деревянная Рига"). Разместился он в двухэтажном доме конца XIX века – образце типичных для этих мест жилых строений на несколько семей, где прежде в первом этаже был магазинчик, работала хлебопекарня. В советские годы дом содержался дурно, горел, и к началу нулевых его состояние оценивалось как аварийное. Проект реновации был реализован с софинансированием Рижской думы и при поддержке Европейского фонда регионального развития – как международно признанный культурно-туристический продукт национального значения, призванный служить развитию всего культурно-исторического комплекса деревянной архитектуры Гризинькалнса.
Сегодня он чрезвычайно востребован – здесь не только показывают, какими были элементы старинных домов (тут есть, например, собранные где только можно различные дверные ручки, старые ставни, предметы быта), и рассказывают о реализованных вариантах реставрации и приспособления, проводят конференции и выставки, но и обучают столярному мастерству. Финансовое участие Рижской думы позволяет поддерживать традиции ремесла, привлекать людей, умеющих или желающих научиться работать руками. Такая вот своя кузница кадров. Еще одна задача центра – приобщить к делу сохранения деревянных зданий их владельцев. Неустанно заражая жителей любовью к этому хрупкому наследию, просвещая, вовлекая в процесс его обследования и изучения, прививая вкус к жизни в окружении подлинного. Горожан приглашают на мастер-классы по реставрации (от оконных рам до предметов мебели), сотрудники центра проводят переговоры с владельцами "деревяшек", убеждая в необходимости сохранения изначального облика их зданий.
По словам директора Koka Riga Владимира Эйхенбаумса, собственники уже шести таких объектов в Гризинькалнсе сумели с помощью профессионалов превратить вчерашние рассыпающиеся коммуналки в качественные доходные дома. А по двум адресам деревянные здания восстановили сами жители, вскладчину.
Руководство города постепенно внедряет ту самую систему кнута и пряника для владельцев исторических зданий, за которую – пока, увы, тщетно – агитируют власти и наши градозащитники. В Риге, если хозяин полностью реставрирует свой дом и оснащает его фасад декоративным освещением (разумеется, по согласованию с инспекцией по охране памятников), то получает на пять лет 90%-ную скидку при уплате налога на недвижимость.
Воссозданный из старого дерева Домик философа
При восстановлении только фасада с устройством подсветки скидка будет 50%. С подачи латвийского отделения Europa Nostra реализуются три организационно-экономические модели сохранения и развития деревянного зодчества – с различными вариантами соучастия собственников, государства, неправительственных структур. Их презентация в комплекте с мастер-классом Зайги Гайле при участии Мариса Гайлиса имела сенсационный успех на международной выставке 2011 года "АРХ Москва", на показах в Лиссабоне, Эдинбурге, Милане и других городах мира.
С 1 января этого года заработала программа: владельцы зданий, имеющих статус памятника или находящихся в пределах зон исторической застройки, могут получить на реставрацию или консервацию своей недвижимости софинансирование самоуправления.
Претендентов определят на конкурсной основе, сформированная из профессионалов отборочная комиссия также определит, что именно нужно сделать в первую очередь.
Бюджетные средства домовладельцы получат только по завершении работ (которые должны проводиться под обязательным контролем госинспекции по охране памятников) и если комиссия специалистов положительно оценит итог. На эти цели в бюджете Риги нынешнего года выделено 300 тысяч евро. Определено, что господдержка может покрывать до 50 процентов от стоимости восстановительных работ, но не больше 14 тысяч на реставрацию и консервацию одного объекта и не более 5 тысяч на реставрацию отдельных его элементов. Это для начала, как заявляют в департаменте имущества городской думы, в дальнейшем сумма может быть увеличена, если активность домовладельцев окажется достаточно высокой.
Конечно, проблем с сохранением деревянных исторических зданий в латвийской столице еще предостаточно. Но все-таки спасенных и получивших новую жизнь объектов на улицах Риги становится все больше. На их фасадах устанавливают таблички с латинским изречением: "Получается у того, кто делает".
Первую часть публикации "Рига с перцем" читайте здесь.
Рига – Петербург, фотографии автора