Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Выборы без свидетелей

28 февраля 2016 14:11 / Политика / Теги: политтехнологии

Госдума приняла закон, который существенно ограничивает возможности журналистов освещать процесс голосования и подсчета голосов.

С учетом того, что ранее уже было ограничено число наблюдателей на выборах (не более двух от одного кандидата или партии, с направлением за три дня в избирательные комиссии списка наблюдателей), возможности для наблюдения еще больше сокращаются.

Суть проекта очень проста. Сегодня закон включает представителей СМИ в число тех лиц, которые имеют право находиться на избирательных участках во время голосования и подсчета голосов, а затем получать заверенную копию протокола об итогах голосования. Что такое "представитель СМИ", закон не устанавливает. И во многих ситуациях, когда возникали сложности с доступом независимых наблюдателей на участки (например, когда оппозиционные партии отстраняли от выборов и они не могли направить наблюдателей), на помощь приходили СМИ. На участки направлялись представители газеты "Гражданский голос" (учрежденной организацией "Голос"), представители партийных СМИ и ряда других. Для нахождения на участках им было достаточно предъявить редакционное удостоверение или направление от СМИ с подписью и печатью. Конфликты, конечно, бывали, но в большинстве случаев такие представители могли получить копии протоколов и фиксировать нарушения, а также потом об этом рассказать.

Именно это и не понравилось думским единороссам. Формальная причина появления соответствующего закона – мол, "под видом представителей СМИ приходят люди, не имеющие к ним никакого отношения". Фактическая же причина понятна: резко сокращается число нежелательных для властей свидетелей возможных фальсификаций. А в том, что такие попытки будут, сомневаться не приходится.

Закон устанавливает, что находиться на избирательных участках в день выборов смогут только те журналисты, которые не позднее чем за три дня аккредитовались в избиркоме. При этом аккредитация будет дана не любому журналисту, а только тем, кто работает в редакции не менее двух месяцев и числится штатным сотрудником или работает по гражданско-правовому договору. Доказывать этот факт, скорее всего, надо будет, представляя копию трудовой книжки или договора. Аккредитоваться можно будет только на одном участке, посетить несколько не удастся.

Заметим: закон о СМИ не обязывает журналиста быть штатным сотрудником редакции или оформлять гражданско-правовой договор. И тем более не устанавливает, что журналистом может считаться только работающий не менее двух месяцев. Но такие мелочи, видимо, авторов закона не очень беспокоят.

То, что число независимых наблюдателей на выборах после принятия этого закона существенно сократится, очевидно. Как очевидно и то, что станет меньше информации о происходящем на участках, в том числе при подсчете, и о попытках переписывать протоколы голосования.

Это откровенно радует близких к власти специалистов по избирательному процессу: они уверяют, что изменения закона "отсекут тех, кто под видом СМИ выполнял функции партийных наблюдателей". Особое раздражение при этом вызывает упомянутый "Голос", объявленный "иностранным агентом". Но на самом деле речь идет вовсе не о "партийных наблюдателях": в том, чтобы осуществлялся общественный контроль за выборами (даже если какая-то партия и попросила дружественное СМИ выдать ее активистам удостоверения представителей газеты), заинтересованы не партии, а граждане, придерживающиеся разных политических взглядов.

Напомним, что еще несколько лет назад наблюдателей на выборы могли направить любые общественные организации. Потом их лишили этого права – оставив его только за зарегистрированными партиями и кандидатами. Потом, как уже сказано, установили лимит для наблюдателей от одной партии или кандидата. Теперь отсекают часть журналистов.

Дело, кажется, за малым – вообще запретить наблюдателей (а заодно и членов избиркомов с совещательным голосом). Чтобы выборы проходили в полной тишине и без свидетелей. И, понятно, с заранее написанным результатом.