Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Ни в лес, ни по дрова

28 февраля 2016 17:51 / Экономика / Теги: ленобласть, лес

Аукцион на право аренды лесных участков в Подпорожском районе, который 24 февраля провел Комитет по природным ресурсам Ленобласти, нарушил права всех заинтересованных сторон.

Местные жители лишились права на получение льготных дров, лесозаготовители – на участие в аукционе, остальные граждане – на прогулки в заказнике "Ивинский разлив", который должен быть создан в этом году, но частично уже отдан под поруб в результате этого самого аукциона.

В районах Ленобласти, где обустраиваются питерские дачники, выражение "социальная древесина" услышишь нечасто. Зато в Подпорожском или Лодейнопольском районах, где люди живут постоянно и топят дровами, получение льготных дров – приоритетный вопрос. Для стандартного деревенского дома требуется 12–15 кубометров дров на зиму. При средней по Подпорожскому району цене в 1 тысячу рублей за кубометр 15 тысяч требуется только на дрова. Учитывая доходы деревенских жителей, оплата отопления отнимает существенную часть бюджета.

Лесной кодекс определяет право льготного получения древесины "для собственных нужд", а закон Ленинградской области 108-ОЗ конкретизирует порядок и нормы заготовки. Раз в десять лет можно попросить у государства 150 кубов для постройки дома, раз в пять лет – 15 кубов на ремонт и ежегодно – 15 кубов на отопление. Эти нормативы приведены на сайте Комитета по природным ресурсам Ленобласти. Стоимость льготной древесины определяется постановлением Правительства ЛО: березовые дрова – 7 рублей за куб, по сравнению с коммерческой – практически бесплатно. Правда, на деле положенные 15 кубов превращаются в семь: приходится платить порубщиками, в том числе и за доставку – специальной техники у жителей обычно нет, а "социальные делянки" отводят, как правило, в местах, куда так просто не проехать.

Однако в Подпорожском районе оказалось невозможным получить даже семь бесплатных кубометров: последние свободные от аренды лесные участки выставлены на аукцион.

"Когда мы обратились в Подпорожское лесничество с заявлением на социальный лес, директор поначалу пообещал нам предоставить делянки, – рассказывает житель деревни Гришино Важинского МО Подпорожского района Павел Лазурин. – Но потом вдруг сообщил, что из Комитета по природным ресурсам пришло распоряжение выделение леса приостановить, так как 24 февраля последние незанятые участки уйдут с торгов".

Когда "Новая" решила узнать, чем закончился аукцион, выяснилась поистине детективная история. Комитет провел торги только по одному из участков, остальные перенесены на 17 марта. Счастливым обладателем участка рядом с деревней Важины стало ОАО "Лесплитинвест", в учредителях которого числятся Приозерский мебельно-деревообрабатывающий комбинат и муниципальное образование "Приозерский район Ленинградской области". Причем из восьми организаций, желавших побороться за права на этот лот, семи было отказано. Как утверждает собеседник "Новой", который предпочел не афишировать своего имени, "документация по лоту была составлена таким образом, что допускала возможность злоупотребления со стороны чиновников". Более того, нежелательных претендентов чиновники не допустили до торгов физически: охранникам на вахте пришел приказ не пускать их дальше порога. Теперь законность действий комитета рассмотрит Федеральная антимонопольная служба, а самые отчаянные претенденты из числа несостоявшихся арендаторов планируют подать на чиновников в суд. Так что гришинцы могут утешиться хотя бы тем, что лес отобрали не только у них.


Однако вернемся к дровам. Теоретически есть вероятность, что комитет выделит гришинцам делянку где-нибудь в ста километрах от дома, где свободные участки еще остались.


Как-то раз Павел встретил у себя в Подпорожье человека, который приехал за своим социальным лесом из Лодейнопольского района. Но тогда "бесплатный лес" уже ничем не будет отличаться от коммерческого. Который, кстати, жители покупают у тех же крупных арендаторов, занявших все лесные площади. Сейчас большинство лесов Важинского городского поселения, куда входит Гришино, арендует финская компания ООО "Метсялиитто-Подпорожье".

Павел был в Важинской администрации. Встретили, по его словам, с пониманием. Замглавы Алексей Бахвалов подтвердил, что число заявлений на бесплатные дрова с каждым годом растет, и даже показал статистику: в 2013 году – 10 обращений, в 2014-м – 15, а в 2015-м – уже 28. Выразил желание решить вопрос и пообещал отправить от имени администрации обращение в комитет.

"Новая" также попросила КПР разъяснить, где будут отводиться делянки жителям Подпорожского района после сдачи последних лесов в аренду, каков стандарт расстояния от места жительства человека до его социальной делянки (если, конечно, он определен), предусмотрены ли договорами аренды социальные обязательства арендатора перед жителями.

Председатель комитета Евгений Андреев ответил в срок, но ничего толком не разъяснил. Сообщил только, что отправил наш запрос в ЛОГКУ "Ленобллес" (организация, подведомственная КПР). Что, на наш взгляд, странно: решение о передаче в аренду лесов принимает КПР, а "Ленобллес" лишь ставится о том в известность. Поэтому уж комитету ли не знать, остались в районе леса для социальных делянок или нет.

По поводу социальной ответственности лесозаготовителей Андреев сообщил, что "типовым договором аренды лесного участка, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1003 от 21.09.2015, не предусмотрены социальные обязательства арендатора перед местными жителями".

Договор – не приговор

Странно, но в соседней Карелии, где действуют те же постановления правительства РФ, власти предусмотрели социальные обязательства в договорах с арендаторами! Так, в Лахденпохском лесничестве ЗАО "Нординтерхаус" обязуется выделять жителям района на дрова 500 кубометров леса ежегодно. А закон Ленобласти № 108-ОЗ, устанавливающий порядок получения социальной древесины, допускает заготовку древесины для собственных нужд и на чужих арендованных участках. Гражданам может быть предложено забрать "погибшие и поврежденные лесные насаждения", которые в деловую древесину все равно не идут, а на дрова замечательно годятся. В этом случае арендатор просто должен заключить "дополнительное соглашение об изменении условий договора аренды".

Типовой договор – это вовсе не приговор об отказе раз и навсегда. Варианты обеспечить жителей дровами есть даже при сплошной аренде всего района, и комитету об этом прекрасно известно. В том же 108-ОЗ сказано, что "порядок получения согласия арендатора лесного участка… на осуществление указанных видов рубок гражданами… устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере лесных отношений". Каковым органом является именно Комитет по природным ресурсам!

Тем более что министр природных ресурсов РФ Сергей Донской пообещал внести в типовой договор аренды пункт, который обязывает арендаторов "поставлять отходы лесозаготовки в населенные пункты с печным отоплением".


Заказник под снос

Благодаря усилиям экологов и активистов Подпорожский заказник "Ивинский разлив" внесен в Схему территориального планирования региона. Плановый срок его создания – 2016 год. Но КПР еще летом прошлого года подготовил документы для передачи части территории будущего заказника… в аренду под лесозаготовки! А 24.02 и 17.03 участки в заказнике выставляются на торги. Передача под поруб будущего заказника, мягко говоря, противоречит целевому назначению данной территории, а также нарушает лесохозяйственный регламент. Кроме того, возникает подозрение в нерациональном использовании бюджетных средств. Одновременное выделение денег и на проектирование заказника, и на оформление его под лесозаготовки обесценит либо первые, либо вторые затраты.

В КПР возражают, что, во-первых, пока не известно, не изменятся ли границы будущего заказника "в рамках проектирования", а посему "введение ограничений в части лесохозяйственных мероприятий… в настоящее время представляется малоэффективным". А во-вторых, "законодательство позволяет вносить изменения в договоры аренды… в связи с установлением ограничений лесопользования режимом особой охраны". Иными словами – вот создадим заказник, тогда и будем ограничивать арендатора.

Вроде по букве все логично. Но только если не знать, что плановые сроки создания особо охраняемых природных территорий в нашем регионе очень часто нарушаются. Запланированные на 2016 год заказники запросто могут быть перенесены на несколько лет вперед. А к этому времени самые ценные леса Ивинского разлива могут быть вырублены.