Не читали, но изъяли
Полиция вывезла из типографии книгу польского писателя и политика по доносу бдительной гражданки.
Жалобу издательского дома «Когита» на действия полиции, изъявшей весь тираж недавно изданной в Петербурге книги польского публициста Яна Новак-Езераньского «Восточные размышления», на этой неделе начал рассматривать Московский районный суд. 530 экземпляров издания оперативники забрали прямо из типографии, всего на несколько часов опередив издателя. По словам адвокатов, представляющих в суде ИД «Когита», в протоколе написано, что в печатных изданиях могут содержаться тексты экстремистской направленности.
В типографии руководству «Когиты» пояснили, что тираж якобы изъят на время проведения экспертизы. Но назначена она или нет, до сих пор неизвестно. Спустя полтора месяца после инцидента никакие претензии никому не предъявлены. Уголовное дело не возбуждено. Истцы надеются выяснить в суде, кому и чем не угодил Ян Новак-Езераньский, умерший 11 лет назад.
Пророк в чужом отечестве
Ян Новак-Езераньский (1914–2005) в годы Второй мировой войны был курьером Армии Крайовой, доставлял корреспонденцию польскому правительству в эмиграции и еще при жизни получил прозвище «великий курьер из Варшавы». После войны он руководил польской редакцией радио «Свободная Европа», которую сам и основал. Во время восстановления Польской независимости сыграл важную роль в определении места страны в современном мире, в том числе в принятии Польши в НАТО. В конце жизни Новак-Езераньский уехал в США, где выступал как последовательный антикоммунист, поддерживал сотрудничество Польши с Литвой, Украиной, Белоруссией и ЕС. Он вернулся на родину в 2002 году, а в 2005-м умер. В книге «Восточные размышления», недавно изданной в Петербурге при поддержке Польского института и Коллегиума Восточной Европы, собраны его статьи об отношениях Польши с восточными соседями.
«Это очень яркая личность и известный польский деятель, награжденный самыми высокими государственными орденами, – рассказала «Новой» директор Польского института в Петербурге Наталия Брыжко-Запур. – Он был интеллектуалом, обладал огромной эрудицией и критическим умом. Для многих являлся неоспоримым авторитетом. Его точка зрения, зачастую критическая, заставляла поляков задумываться над общественными, политическими и экономическими переменами. В 2014-м по всей Польше отмечался 100-летний юбилей публициста, а в 2015-м – 10 лет со дня смерти. Наши представительства в разных точках мира поддерживали мероприятия, связанные с этими датами, и мы решили, что его труды заслуживают того, чтобы быть изданными».
«Ничего крамольного и тем более экстремистского в этой книге нет, – убеждена глава издательского дома «Когита» Татьяна Косинова. – Но она вышла в непростое время для российско-польских отношений. Некоторые высказывания автора могут восприниматься болезненно. Он оказался пророком. Говорил, что нельзя предсказать, что будет в России завтра, и в 1991 году, и в 2003 году. И что все может измениться в самую худшую сторону, раз такая власть сейчас в России. От нее можно ожидать чего угодно, в том числе территориальных притязаний на приграничные страны. В книге собраны исключительно газетные статьи Яна Новака-Езераньского, однако они нелицеприятные».
В феврале «Восточные размышления» напечатали. 17–18 марта «Когита» и Польский институт в Петербурге собирались устроить презентацию издания. Однако все планы сорвала полиция.
Тираж на абордаж
«12 февраля я приехала за книгами в петербургскую типографию «Береста», – говорит Татьяна Косинова, – где с порога меня огорошили новостью: накануне вечером там побывали оперативники и весь тираж увезли».
Типография «Береста» занимает всего две маленьких комнаты на Цветочной улице. Сюда, по словам сотрудников типографии, около 17.00 11 февраля пришли одиннадцать мужчин – кто в форме, кто в штатском. Они предъявили ордер на обыск. Составили протокол об изъятии 530 экземпляров книги. Забрали их под предлогом поиска экстремистских высказываний и уехали.
Сначала польское консульство обратилось в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти с просьбой о разъяснении ситуации. Тишина. 16 февраля посольство Польши в Москве направило в МИД РФ ноту протеста против конфискации и ареста полицией тиража сборника статей Новака-Езераньского. Опять молчание. 25 февраля в петербургском ПЕН-клубе прошло специальное заседание, посвященное свободе слова и истории с «Восточными размышлениями».
«Я прочитал эту книгу на сайте, – выступил литературовед Константин Азадовский. – Никакого экстремизма там нет и в помине. Но есть гораздо худшее – автор делится своими размышлениями по поводу действующего президента России Владимира Путина».
ПЕН-клуб тоже направил обращение в правоохранительные органы, и тоже без ответа.
«Русский путь»
«Месяц не было ни слуху ни духу о судьбе нашей книги, – продолжает Косинова, – ни одного объяснения ни от кого мы не услышали, поэтому 12 марта обратились в суд с жалобой на действия полиции, в частности – на незаконное изъятие тиража».
«Нет закона, который регулирует изъятие книг, – прокомментировал «Новой» адвокат Иван Павлов, защищающий в суде издательство «Когита». – Можно изымать или нельзя? До экспертизы или после? Одну или весь тираж? Но есть здравый смысл. Возьмите один экземпляр, проверьте, потом примите решение. А изъятие всего тиража – это цензура, которая запрещена. К сожалению, в том состоянии российского законодательства по борьбе с экстремизмом, которое существует, можно любую книгу брать и находить в ней фрагменты экстремистского характера. Уверен, при желании некоторые авторы, трактуя какие-то формулировки, могут идентифицировать те или иные фрагменты как экстремистские. В любой книге! Изымать и сжигать книги – самое последнее дело, за которое может браться государство. Какие были основания у полицейских изымать эту книгу? Никаких. Ни автор, ни статьи не находятся в реестре экстремистских материалов на сайте Министерства юстиции РФ».
«Мне такое поведение кажется паранойей, – подытоживает Косинова. – Но, может быть, это продолжение общей антипольской кампании, которую мы сейчас наблюдаем в России?..»
28 марта на предварительное заседание в Московский районный суд пришел майор полиции А. Б. Богданов, руководивший обыском в типографии, а теперь в процессе выступающий ответчиком. С его слов стало известно, что утром 11 февраля в 29-й отдел полиции обратилась с заявлением жительница Петербурга Светлана Семикова. Именно она сообщила о том, что в типографии «Береста» хранится тираж издания польского публициста, в котором якобы могут содержаться экстремистские тексты. А уже в 16.55 того же дня полицейские, вооруженные ордером, приступили к обыску.
«Небывалая скорость работы полиции – не единственное странное обстоятельство в этом деле, – говорит Павлов. – Оказалось, что Светлана Генриховна Семикова числится председателем общественной организации «Русский путь». Ее главная задача сформулирована так: «Ввиду отсутствия у русских какой-либо государственной организации, равно как и государственных институтов, предназначенных для охранения и развития русской нации, «Русский путь» берет на себя функции соединения и объединения русских людей, функции охранения и развития наших национальных ценностей. Особо важной является задача подготовки всех необходимых подготовительных мер по учреждению в России Органов Русского Национального Самоуправления». При чем тут статьи польского публициста? Не знаю. В нашем городе члены организации «Русский путь» прославились пикетированием редакции радиостанции «Эхо Петербурга» в день выступления там Михаила Касьянова и отправкой жалоб в Роскомнадзор на обнаруженную в баре «Хроники» газету Льва Шлосберга «Псковская губерния».
В суде выяснилось, что почти все материалы сотрудники 29-го отдела полиции якобы передали в Главное следственное управление СК РФ по Петербургу. Как объяснил ответчик, именно по этой причине он ничего в суд представить не может. Майор Богданов также не смог ответить на вопросы: проводится ли экспертиза книги, возбуждено ли уголовное дело, совершались ли вообще какие-либо процессуальные действия после обыска и изъятия тиража? В итоге судья Валерия Ковалева запросила у правоохранительных органов недостающие документы и назначила рассмотрение жалобы издателей по существу на 31 марта.