Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Невидимые партийцы

6 апреля 2016 20:52 / Политика

3 апреля в Москве прошел митинг дальнобойщиков, уже несколько месяцев выступающих против новой системы взимания платы за проезд грузового транспорта "Платон"

Акция объединила протестующих из разных регионов страны, в том числе из Петербурга. «Новая газета» опросила российских политиков, считают ли они нужным поддерживать вспыхнувший социальный протест и каким образом планируют это делать.

По словам организаторов, митинг 3 апреля собрал около 250 человек. Некоторые СМИ сообщили, что представителей политических партий на акции не было. По другим сообщениям, наоборот, большинство собравшихся были не дальнобойщики, а присоединившиеся к протесту политики.

Так, партия «Яблоко» заранее объявила, что дальнобойщиков поддержит: на сайте партии был анонс, а после мероприятия опубликованы красочные фото. Правда, не на основном сайте, а на странице регионального московского отделения. Представлял партию на митинге не признанный неформальный лидер Григорий Явлинский, не официальный председатель партии Эмилия Слабунова и даже не лидер московского отделения Сергей Митрохин, а зам МитрохинаГалина Михалева. Вместе с ней на акции было 15–20 яблочников.

«У нас целая группа была от партии, из московской организации, – рассказала корреспонденту «Новой» Михалева. – Мы с дальнобойщиками дружим, они к нам приходили еще до начала этой кампании. А сейчас у нас пойдет общественная кампания по регионам. Наши региональные организации будут с ними связываться. Сейчас тоже уже есть связь – в Питере и других регионах, но мы это будем целенаправленно делать. Как это будет выглядеть? Общественная кампания всегда выглядит более-менее одинаково: уличные акции, сбор подписей и передача требований в органы власти, а также налаживание контактов, в том числе в контексте избирательной кампании».

По словам Михалевой, именно она занимается в партии этим вопросом, потому и участвовала в акции: «Я отвечаю за общепартийные акции на федеральном уровне. Дальнобойщики приходили к нам, когда Митрохин еще был председателем федерального «Яблока», у нас давно налажены контакты. А у Митрохина в этот день была публичная лекция, давно анонсированное мероприятие, он прийти не смог».

Одним из заявленных участников мероприятия числилась «Справедливая Россия». Однако думский депутат-«эсер» Олег Нилов почему-то перевел разговор на другой митинг, который его партия провела днем раньше, 2 апреля, в Петербурге – за отмену транспортного налога. Якобы это говорит об отношении партии к проблеме дальнобойщиков и о ее возможном решении в комплексе других транспортных проблем. Но в резолюции этого митинга система «Платон» даже не упоминается.

«В Москве на акции не был, не могу ничего сказать. Проблему дальнобойщиков решать в отрыве от всех остальных – автовладельцев, транспортных предприятий – очень сложно, – в итоге сказал Нилов. – Одну проблему всегда смогут заболтать. Мы не говорим, что их проблему решать не надо. Но выходя с протестом одного конкретного гражданина, всегда нужно делать предложение: где взять эти деньги, если мы не согласны, что нужно их взять с дальнобойщиков. Мы и говорим. А они пусть выходят! Выйдет дальнобойщик, рабочий, аграрий отдельно – нет проблем. А партии объединяют людей разных профессий и пытаются найти общий подход».

Партия Прогресса, возглавляемая Алексеем Навальным, напротив, как раз активно участвует в протестах. На московском митинге выступил руководитель городского отделения Николай Ляскин. Он рассказал, что партия помогла с организацией акции. «Я не знаю, сколько на митинге было членов нашей партии, но гораздо важнее, сколько там дальнобойщиков, – говорит Ляскин. – А дальнобойщики были более чем из 20 регионов. Партия Прогресса оказала им посильную помощь в организации мероприятия. Звук, например, мы делали – это в основном техническая помощь. Ну и наши партийцы тоже приходили, потому что мы считаем, что «Платон» – абсолютно незаконная схема».

Ляскин напомнил, что его партия попыталась оспорить в суде законность концессионного соглашения по системе «Платон». «Мы с дальнобойщиками всегда на связи, – сказал он. – В субботу я был у них на конференции. При необходимости мы оказываем им юридическую помощь».

Член центрального совета Партии Прогресса Владислав Наганов также отметил недавно опубликованную статью Владимира Ашуркова о незаконности введения системы «Платон». «Решение поддержать дальнобойщиков было давно принято, для них были разработаны специальные наклейки, мы их распространяли, – рассказал Наганов. – Наш юрист Виталий Серуканов им также помогал. Поможем и дальше, если будут возникать юридические сложности. И конечно, мы поддерживаем политическое требование отменить «Платон».

Лидер «Другой России» Эдуард Лимонов, по его словам, не хочет быть похожим на прихлебателей от политики и поэтому поддерживает протесты дальнобойщиков, но издалека. Он считает, что работяги должны сами отстаивать свои права. «Я считаю, что, конечно, «обдиралово» – брать такие деньги за проезд по дорогам, – сказал Лимонов. – И это повышение цен отразится на всех нас: все, что перевозится на большегрузных автомобилях, немедленно будет стоить дороже. Конечно, я сочувствую дальнобойщикам. Но там уже столько поддерживающих! Люди, которые просто выступают с протестами для того, чтобы урегулировать какую-то свою проблему, обычно осторожно относятся к тем, кто пытается заработать на них политический капитал. А там были все эти ПАРНАСы, это мне как раз не нравится. ПАРНАС бежит туда, к работягам, и пытается заработать на этом очки. Надо понимать, что многие политики лжецы. Поэтому я считаю, что работяги должны сами добиваться своих прав и с осторожностью относиться ко всей этой набежавшей публике. Там уже стоит сто один прихлебатель, и КПРФ там суетится. Я не хочу быть одним из них».

В КПРФ за поддержку дальнобойщиков отвечает депутат Госдумы Владимир Родин. Он рассказал, что КПРФ поддерживает дальнобойщиков уже давно. «Я пришел на этот митинг, о чем сейчас практически жалею, и просто отчитался, – рассказал «Новой» Родин. – Партия собрала 90 подписей в Госдуме. Этого достаточно, чтобы обязать Конституционный суд в срочном порядке рассмотреть наше заявление о конституционности этого нововведения. Ни одна другая оппозиционная фракция не может этого сделать. Суд на днях объявил, что он принял к рассмотрению это заявление».

 В целом позиция Родина сродни лимоновской: поддерживаем, но с «прихлебателями» рядом даже стоять не хотим.

«Светлана Стоша, которую я давно знаю и которая в числе первых к нам обращалась, приехала и пригласила меня выступить, сказала, что они приглашают все партии, – сказал Родин. – Я считаю, что это неверный шаг для любой общественной организации. Сразу прибежали с флагами люди, которые впервые видели друг друга. Пришли все политиканствующие, включая ПАРНАС, «Демвыбор»... Многих я впервые видел. Где был Милов, когда дальнобойщиков надо было защищать, когда пикеты разгоняли? Когда нужно было помогать структурам в регионах? И когда на митинге внезапно возникло «Долой Путина»... Единственная сегодня надежда, что кто-то может остановить этот беспредел зарвавшихся чиновников, это Путин. Надо распустить правительство, и только Путин может это сделать, а война сразу и с правительством, и с Путиным означает хаос. Тот, кто хочет хаоса, цветной революции, все прибежали на этот митинг».

СПРАВКА

С 15 ноября в России заработала система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой 12 т в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, получившая название «Платон» («плата за тонну»). Тариф за проезд грузовиков был установлен на уровне 1,53 рубля за километр пройденного пути. Регистрация в системе станет обязательной с 15 апреля, а срок действия обычных маршрутных карт будет сокращен с 30 до 7 дней. Введение новой системы вызвало волну протестов, не прекращающихся по сей день.

Подготовила Мария Смирнова