Диагноз – некомпетентность
Петербургскому охранному ведомству вынесены предписания по итогам инспекции Казанского собора, Чесменского дворца, Главной аптеки на Миллионной и еще целого ряда памятников федерального значения
Управление Министерства культуры РФ по СЗФО подвело итоги очередной проверки КГИОП Петербурга. Первая, стартовавшая в декабре, выявила многочисленные нарушения и предписала их устранить, незаконно выданные согласования отозвать, а виновных должностных лиц – привлечь к ответственности.
Обнародование таких результатов, похоже, вдохновило критиков возглавляемого Сергеем Макаровым комитета на новые обращения к федералам. Во всяком случае, в самом управлении связывают вторую (на сей раз внеплановую) ревизию именно с поступающей к нему «из разных источников информацией о многочисленных нарушениях со стороны КГИОП требований законодательства об охране культурного наследия».
В частности, поводом для инспекции «Главной аптеки» на Миллионной улице, 4, послужило обращение депутата Алексея Ковалева, который, ссылаясь на публикацию «Новой» от 21.12.2015, просил разобраться с бездействием КГИОП, не желающим адекватно реагировать на допущенное владельцами мансардных квартир самовольное сооружение нового дымохода с трубой и установку окон типа велюкс в кровле дома-памятника. Проверка констатировала то, что никак не желал замечать комитет: в результате таких новаций «внешний облик «Главной аптеки», спроектированной архитектором Доменико Трезини, а затем перестроенной по проекту Джакомо Кваренги, был весьма заметно искажен».
Комиссия управления установила, что КГИОП 11 месяцев не принимал адекватных мер для устранения этих нарушений – расценив такой срок реагирования как «неприемлемый». Внимание комитета к данной проблеме градозащитники и собственник одной из квартир в доме на Миллионной, 4, пытались привлечь с 2008 года.
В феврале петербургское отделение ВООПИиК направило соответствующую жалобу вице-губернатору Игорю Албину. Очевидно, Игорю Николаевичу удалось придать чиновникам комитета необходимое ускорение – в своем ответе вице-губернатор сообщил, что КГИОП подал в Дзержинский районный суд Петербурга иск «о демонтаже самовольных элементов здания и восстановлении части кровли объекта». Судебное заседание, по сведениям «Новой», назначено на 14 апреля. Хочется верить, что внимание Минкульта и СМИ к этому процессу позволит комитету избежать соблазна сыграть «договорной матч».
Очевидно, в управлении уделяют должное внимание мониторингу градозащитной активности. В список объектов проверки вошли несколько резонансных адресов.
Например, «Александрино» с «Дачей Чернышева» (пр. Стачек, 226) – где сейчас противостояние гражданских активистов и застройщика вновь накалилось до предела.
Несмотря на то что защитниками этого федерального памятника выиграно уже 20 судов, ООО «Воин-В» не оставляет попыток вести строительство на участке 145 в квартале 2А района Ульянки. Завезти туда строительную технику законным путем нет возможности: участок расположен так, что попасть на него можно только через территорию объекта культурного наследия «Усадьба И. Г. Чернышева «Александрино». КГИОП попытался пособить бизнесу – согласовав проезд строительной техники по территории усадьбы, но Куйбышевский районный суд признал такое решение незаконным. Теперь к такому же выводу пришло и Управление Минкульта.
Отреагировали и на скандальную историю с реставрацией западного фасада Казанского собора – признав, что научно-проектная документация на проведение работ «была согласована КГИОП с нарушением федерального законодательства, без рассмотрения акта государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для обеспечения сохранности исторически сложившегося облика собора, особенностей его архитектурно-художественных и конструктивных элементов». Также отмечается, что «в распоряжении комиссии появилась информация о допущении существенных нарушений при проведении реставрационных работ» – ее рекомендовано проверить дополнительно, «с привлечением экспертов».
Объектом проверки стал и Соляной городок (комплекс зданий на территории, ограниченной набережной Фонтанки, Соляным переулком, улицами Пестеля и Гангутской). Как подчеркивается в отчете, это исторический квартал, над проектами сооружений которого работала целая плеяда знаменитых архитекторов – Иероним Китнер, Петр Трифанов, Александр Кракау, Максимилиан Месмахер и другие. Однако многие объекты находятся в неудовлетворительном состоянии, здания носят «следы обветшания и разрухи», а КГИОП не принимает необходимых мер для обеспечения сохранности зданий-памятников. Кроме того, комиссией были выявлены факты несанкционированных изменений как внешнего, так и внутреннего их облика.
Так, в здании Сельскохозяйственного музея без должных согласований выполнены работы по ремонту помещений первого и второго этажей, в нише напротив входной лестницы установлен портик-новодел с тремя ионическими колоннами, а потолок украшен бутафорской гипсокартонной конструкцией. А собственник мини-отеля, расположенного в здании Кустарного музея, также в отсутствие разрешения установил металлопластиковые окна и выполнил перепланировку помещений.
Выявлены незаконные пристройки и к другим памятникам: например, со стороны двора прилепился к Северному пакгаузу Биржи (наб. Макарова, 2) одноэтажный павильон; разрешено локальное строительство на территории Чесменского дворца, в границах охранной зоны. Исследовала комиссия и инцидент, связанный с обрушением временного зеркального павильона – размещенного на Дворцовой площади для презентации новой марки авто. Конструкция была установлена без получения заключения КГИОП и в нарушение закона Петербурга «О границах зон охраны…». В управлении отмечают, что многократно указывали комитету на необходимость выявить и привлечь к ответственности виновных, но должных мер КГИОП до сих пор так и не предпринял.
Не удовлетворены федералы и тем, как формально подходят в комитете к положенному регулярному обследованию состояния объектов культурного наследия. Например, в акте обследования здания-памятника «Институт лесной (Академия лесотехническая)» зафиксированы протечки, трещины, отслоение облицовки фасада – но лишь констатацией все и обходится, никаких мер по устранению выявленных дефектов и предотвращению ухудшения состояния здания не принимается. Более того, при обследовании специалисты комитета почему-то «не заметили» произведенный без согласования ремонт лестничных ограждений, оконных заполнений и пилонов главного вестибюля – и обратили на это внимание только после указания комиссии управления.
Проведя системный анализ выявленных в результате проверки нарушений, комиссия Управления Минкульта пришла к выводу, что КГИОП осуществляет вверенные ему полномочия «ненадлежащим образом, неполно и неэффективно; должностные лица КГИОП, непосредственно исполняющие полномочия по федеральному государственному надзору, не обладают достаточными знаниями для его качественного осуществления», а выявленные в работе комитета нарушения носят «систематический, длящийся характер».
По каждому из нарушений, что были обнаружены в результате последней ревизии, вынесено предписание.
Первая реакция самого объекта ревизии выглядит обиженно-нервной. КГИОП счел «некорректным» распространение управлением информации об итогах проверки – на другой день после того, как акт поступил в ведомство Сергея Макарова и «до истечения установленных сроков его обжалования». В комитете не преминули напомнить, что при рассмотрении его жалобы на предыдущее предписание управления (от 28.12.2015) доводы КГИОП «были приняты Министерством культуры РФ, а ряд требований предписания признаны «не требующими исполнения». Теперь комитет намерен следовать тем же путем – вновь обратиться к руководству Минкульта, «обращая внимание на внезапно активизировавшуюся медийную активность сотрудников территориального управления».