Публичка встречает нового директора и старые проблемы
14 марта генеральным директором Российской национальной библиотеки стал Александр Вислый, ранее возглавлявший Ленинскую библиотеку в Москве
Предыдущий гендиректор Публички Антон Лихоманов ушел в январе 2016-го в связи с истечением срока трудового договора – контракт с ним не продлили.
Александр Вислый на пресс-конференции в ТАСС заявил, что достройка зданий на Московском – один из главных приоритетов его грядущей работы. Это даст РНБ, у которой на хранении уже сейчас 35 миллионов учетных единиц, место еще для 12,5 миллиона. А они необходимы, так как в год библиотека принимает 300–350 тысяч у. е.
Однако же окончание строительства, которое Вислый планирует завершить в ближайшие пару лет, не единственный приоритет в его работе.
«Библиотекари немного обижены невниманием государства, хотя, как правило, являются высокими профессионалами в своем деле, – пояснил Александр Иванович. – Работают хорошо, а получают мало. Это нужно как-то исправлять». В частности, Вислый пообещал попытаться привлечь дополнительное финансирование как от Министерства культуры («Если бы мне не дали некоторых предварительных обещаний, я бы не согласился на эту работу», – признался новый директор), так и от городских властей. По мнению Вислого, 90% посетителей РНБ петербуржцы, а значит, логичным будет, если правительство нашего города будет оказывать помощь Публичке.
Тем более что возможностей заработать у библиотеки в отличие от, например, музеев и театров крайне мало, так как их основная деятельность – обеспечивать доступ читателей к книгам – по закону должна быть безвозмездной.
Большое внимание Вислый уделяет электронному будущему книг. Объединение электронных каталогов РНБ и Российской государственной библиотеки в Москве кажется ему необходимым следующим шагом на этом пути, причем легко воплотимым технически. Хотя сама оцифровка книг наталкивается на серьезную проблему в лице авторских прав. Дело в том, что правами можно пренебречь только спустя 70 лет после смерти автора. В нынешних реалиях это означает, что даже книги, изданные в 20-е годы, чаще всего еще имеют авторские ограничения. А значит, чтобы их оцифровать и выложить в интернете, нужно находить всех законных наследников и заключать с ними договора.
Еще один замок
Нынешние сотрудники РНБ, душой болеющие за настоящее и будущее Публички, в первую очередь обеспокоены тем, что библиотека все хуже выполняет свои основные обязанности – обеспечение доступа читателя к книгам.
Дело в том, что сейчас искать книги разрешено только по электронному каталогу. А в нем множество ошибок и лакун: то ли при сканировании что-то неправильно распозналось, то ли вообще целый ящик пропустили – забыли оцифровать. Бумажный читательский каталог с момента появления электронного не пополняется и не уточняется. А прежнего доступа к генеральному алфавитному каталогу у читателей нет.
«Ни в одной крупной библиотеке мира к основной версии каталога у читателя доступа нет, – заявил Александр Вислый. – Это необходимо для защиты от вандализма». «Дело в том, что раньше дверь к генеральному алфавитному каталогу была открыта, – раскрывает суть проблемы Никита Елисеев, ведущий библиограф информационно-библиографического отдела РНБ. – Сейчас же она заперта на ключ. И не все читатели даже догадываются о том, что туда можно пройти с библиографом. А те, что догадываются, не всегда решаются побеспокоить сотрудников. Между тем в читательском каталоге книги только с 1931 года, и в нем нет документов ДСП и спецхрана; а в генеральном – с 1725 года, в том числе ДСП и спецхран. Когда доступ к генеральному алфавитному каталогу таким образом ограничен, понятно, что многие читатели не получают должного обслуживания».
«Сейчас библиотека, на мой взгляд, в ужасающем состоянии, – заявила «Новой» Гертруда Гедримович, известный питерский библиограф. – Это проявляется, например, в кадровой политике: все приходящие люди – случайные. Не ведется основной читательский каталог – работать предлагается через электронный каталог, к которому множество нареканий. Проявляется это даже в мелочах: столы и стулья неудобные, хотя внешнему убранству придается большое значение: ковры, картины и т. п. Новым директором назначили Александра Вислого, на мой взгляд, потому что он занимался ремонтом и перестройкой в Ленинке. У него есть опыт строительных работ, который нужен для окончания строительства второй очереди зданий РНБ на Московском проспекте».
По мнению Гедримович и Елисеева, в РНБ есть множество других проблем, связанных с организацией библиотечного процесса, которые, возможно, было бы не так сложно решить, но которые затрудняют исполнение главной библиотечной функции – доступ читателя к книгам.