Кто застроил, тот и прав
Жители Выборгского района Ленобласти сообщили о новом факте захвата лесного фонда. Девелоперская компания проводит рубки и межевание берега реки Сестры в районе поселка Ленинское. Территория относится к лесному фонду РФ
По версии застройщиков, чиновников Первомайского сельского поселения и Кадастровой палаты Росреестра, этот лес – на самом деле земли населенных пунктов, уже якобы проданные в частную собственность. Однако по версии лесничих, это территория Рябовского участка Рощинского лесничества и она никогда не выводилась из лесного фонда.
Формально причина возникновения двойной регистрации в том, что из-за недостатка финансирования границы участков лесного фонда в Ленинградской области до сих пор не зафиксированы в Кадастровой палате. Поэтому любой не слишком щепетильный бизнесмен, договорившись с муниципальными чиновниками и сотрудниками Росреестра, может нарисовать свою версию документов на любой понравившийся лесной участок. Со всеми нужными подписями и печатями. Но основная причина в другом – а именно в том, что государство (в лице Комитета по природным ресурсам, прокуратуры и ТУ Росимущества) эту «альтернативную версию» опротестовывать не торопится. Заставить их подать в суд для защиты имущественных прав Российской Федерации могут лишь очень массовые народные протесты. А заставить выиграть такой суд вообще чудо. Поэтому уже потеряны сотни гектаров леса в Выборгском районе – вокруг озер Нахимовское, Волочаевское, на берегу Финского залива. Там выросли элитные дачи. На очереди берег реки Сестры.
В районе Репино – Ленинского еще с 90-х годов начала расти местная «ленинградская Рублевка». К настоящему моменту она успела превратиться в уродливое нагромождение роскошных дворцов и многокилометровых заборов, среди которых затерялись старые советские садоводства. Извилистая пойма реки Сестры оставалась одним из последних уголков, каким-то чудом избежавших застройки.
Рубка леса на берегу Сестры вдоль границы Курортного района СПб и Выборгского района Ленобласти началась еще два года назад и с тех пор успела продвинуться далеко вдоль русла. На некоторых вырубленных участках уже началась стройка. Когда в апреле геодезисты появились на берегу напротив садоводства «Ленметрострой», терпению жителей пришел конец. От реки садоводство отделяет длинная узкая лесополоса шириной до 180 м. Очевидно, что при ее застройке не только лес, но и доступ к берегу навсегда исчезнут. По словам геодезистов, они межуют участки по заказу компании «Лэнд-Аспект». На сайте этой компании действительно представлен коттеджный поселок Репино, расположенный неподалеку. Вполне возможно, девелопер решил расширить свое присутствие.
После обращений жителей в Рощинское лесничество на месте рубок побывал местный лесничий Кирилл Выжлов. Он сообщил, что вырубаемый участок относится к 57-му кварталу (выделы 8 и 9) Рябовского участкового лесничества и что необходимые документы у порубщиков отсутствуют. Также лесничий сообщил, что составил три акта о лесонарушении (дальнейшая их судьба пока неизвестна). При этом отвечать на вопросы «Новой» категорически отказался. Более того, когда жители попросили у него документальное подтверждение принадлежности участка к лесному фонду (чтобы вооружиться аргументом для встречи с прокуратурой), он заявил, что получить ответ на этот запрос можно лишь при условии предоставления в лесничество «правоустанавливающих документов садоводства». Со всей ответственностью заявляем – получить такую информацию в лесничестве вправе любой гражданин, никаких дополнительных документов не требуется.
Генплан Первомайского сельского поселения до сих пор не утвержден. В 2011 г. председатель областного комитета по градостроительству и архитектуре Евгений Домрачев в своем заключении прямо-таки разгромил его проект. Таким образом, даже гипотетического включения земель Рябовского участкового лесничества в границу населенного пункта быть не могло. При этом в поселении действуют Правила землепользования и застройки. В этом документе весь правый берег Сестры вдоль границы с Петербургом обозначен как зона ТЖ-4, то есть дачной застройки. Однако если наложить на это изображение схему Рощинского лесничества, то получатся аккурат кварталы 57 и 58 Рябовского участка. Почему же муниципальные власти столь вольно распорядились тем, что им не принадлежит?
Схема примерно такова. Сначала лакомый кусок леса вносится в проект генплана и ПЗЗ в виде «жилой» зоны (муниципалы «забывают», что этому должна предшествовать сложная многоступенчатая процедура, да и губернатор Ленобласти уже не раз высказывался против таких прирезок). А затем, не успев его утвердить, чиновники почему-то превентивно начинают считать участок своим и распоряжаться по своему усмотрению. Тем более что спрос на такие территории, как берег Сестры, неизменно высок.
Впрочем, порядок действий здесь не столь важен. Гораздо важнее быстрота, наглость и полное бездействие контролирующих органов. Первое и второе обеспечивают девелоперы вроде «Лэнд-Аспекта». По сути, их роль – даже не оформление и застройка, а внедрение в массовое сознание мысли о неизбежности того и другого. Чтобы что-то незаконно застроить – надо просто строить, желательно большими силами, с шумным визгом бензопил и серьезными «геодезистами», которые будут объявлять, что «тут все уже продано». Если общественность в это поверит и опустит руки – так оно и будет. А если не поверит и начнет сопротивление, как в Сиверском лесу, – то ничего не будет. Потому что на деле, как показывает практика, у девелопера никаких правоустанавливающих документов обычно нет.
Отметим, что в настоящий момент геодезисты (которые сослались на «заказ» «Лэнд-Аспекта») уже вылезли даже за пределы сомнительной зоны ТЖ-4 по версии муниципальной администрации. То есть в настоящий момент они межуют под частные дачи уже «стопроцентный» лесной фонд.
Представителя застройщика на месте рубок видели только один раз, примерно месяц назад: когда дачники садоводства «Аврора» вызвали полицию, по ошибке – из Курортного района СПб. У лесорубной бригады никаких документов при себе не оказалось. По их словам, их нанял «собственник земли». Участковый из Зеленогорска вызвал этого собственника, который приехал на джипе «Инфинити». Он также не предъявил никаких бумаг, но пообещал передать их местному областному участковому А. В. Фарушенковой. Что именно и когда он собрался передавать, так и осталось невыясненным.
Как должна разрешаться такая ситуация в идеале (то есть если представить, что законы работают)? По информации выборгской активистки движения «Против захвата озер» Натальи Павловой, составленный лесничим акт о лесонарушении должен быть передан в ЛОГКУ «Ленобллес», а оттуда – в Комитет по природным ресурсам ЛО. «В комитете акт сличают с данными лесного реестра. Если данные о принадлежности к лесному фонду подтверждаются, то комитет должен уведомить о случившемся Рослесхоз и ТУ Росимущества. Последнее, являясь полномочным представителем собственника леса, должно предъявить в суд иск об истребовании лесного участка из чужого незаконного владения». Параллельно данные о рубке должны поступить в прокуратуру, которая решает вопрос о возбуждении уголовного дела за незаконно сведенный лес.