Университет вышел на митинг
Несколько сотен преподавателей и студентов СПбГУ собрались 22 мая на митинг на Марсовом поле
Представители математиков, географов, физиков, химиков, международников, социологов и других направлений требовали остановить реформирование Университета, которое, по их мнению, уничтожает Университет.
Плакатов много, в основном их держат студенты: “Университет – это наука, а не бизнес”, “Больше ученых в ГЭК”, “Требуем реальной автономии факультетов”, “Преподаватели, мы вас любим”… Все они в духе главного документа дня – петиции от имени сотрудников, студентов и выпускников СПбГУ Владимиру Путину, в которой президента просят отменить приказы от 20 января 2016 года «О подготовке к проведению конкурсного отбора на замещение должностей научно-педагогических работников в 2016/2017 учебном году». По приблизительным подсчетам организаторов, могут уволить до 80% профессоров, доцентов, главных и ведущих научных сотрудников.
По словам Андрея Болтянского, председателя правления петербургского Центра развития образования и науки, из 12 профессоров матмеха по приказам должен остаться один. “Наверное, большинству все-таки разрешат участвовать в конкурсе, – спрашивает он. – Но дадут понять, что делают одолжение, надевая административный ошейник на человека”.
Другая часть петиции – требование не оценивать преподавателей исключительно по зарубежным наукометрическим рейтингам. "Они послали всю отечественную периодику в помойку, – возмущается Евгений Курашев. – Почему мы все должны нести именно в западные журналы?". Кроме того, авторы петиции просят остановить увольнение и запугивание преподавателей, прекратить сокращение образовательных программ, кафедр и мест на бакалавриат.
Многие студенты здесь как раз из-за преподавателей – выпускник философского Алексей рассказывает, что его институт за последние полтора года потерял нескольких первоклассных преподавателей. Вспоминали и увольнение завкафедрой физической химии Алексея Морачевского: со статусом почетного профессора его вообще не имели права увольнять. Но, по словам коллег, Морачевский был последним, кто спорил с Кропачевым на ученом совете.
“Нам говорили: администрация все делает для блага Университета и преподавателей, – заметила кандидат химических наук Галина Шулепова. – Но этих благих намерений мы не видим. Последние годы Николай Михайлович (Кропачев) вообще не произносит слово “обучение”, его не волнует, ради чего мы работаем”.
“Университет – это союз студентов и преподавателей для поиска общей истины, – яростно напоминает собравшимся кандидат географических наук Григорий Исаченко. – А у нас он стал бизнес-конторой, где нас оценивают по количеству денег, которые мы приносим”.
Требования завоевывать гранты, печататься, вести исследования и преподавать сами по себе вполне нормальны, заметил доктор биологических наук Никита Клюге, но ненормально требовать все одновременно. “Цивилизованный человек от пещерного отличается не умом, а умением распределять функции, – заметил он. – А когда на одного человека сваливают все, он начинает деградировать”.
“Я не понимаю, зачем нас заставляют работать только для галочки, только для рейтинга”, – добавил Евгений Капралов.
Впрочем, на митинге было сказано гораздо больше, чем в петиции. Так, собравшиеся на Марсовом поле горячо поддержали предложение дать Университету право выбирать ректора перед тем, как эту кандидатуру утвердит президент.
Студенты-социологи и студенты-географы вообще бросались в глаза своей активностью – их было много, у них было много плакатов и они много выступали. “Сейчас меня, как старшекурсника, наши лучшие студенты спрашивают: а куда поступать в магистратуру – в Латвию, Польшу или Германию, – рассказал Алексей Блохин, студент 4-го курса социологии. – А все потому что студенческая наука у нас больше не развивается”.
При этом как воздействовать на ситуацию, преподаватели не понимают – никаких обсуждений нововведений, никаких путей влияния у них, по их словам, нет. «Теперь и советы кафедр, и ученые советы имеют только совещательное право», – рассказывает Галина Шулепова.
Судя по всему, многие выказываться уже боятся. “Почему выходить на митинг страшно”, – написано на одном из плакатов, а о запугивании и атмосфере страха с трибуны и в толпе говорят представители совсем разных факультетов.
Организаторы и сочувствующие планируют создать координационный совет, готовить новую резолюцию и дальше пытаться действовать сообща. Следующий митинг уже обещают в сентябре.