Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дал в долг – сядь на нары

20 июня 2016 08:13 / Общество

Почти год находятся в СИЗО выборгские бизнесмены-грузоперевозчики Роман Невельский и Сергей Крамарев

Взяли их как членов банды «Молодые спортсмены 47-го региона» (МС-47). Потом, правда, из членов банды исключили, но из тюрьмы не отпустили: следователь по делу согласился перевести их под домашний арест, но прокуратура воспротивилась. Невельский и Крамарев полагают, в Крестах их держат лишь за то, что они необдуманно дали денег в долг Галине Ткаченко, хорошо известной в Выборге: против нее написаны десятки заявлений о мошенничестве; судом подтверждены ее долги разным людям более чем на 100 млн руб. Однако вместо тюремных нар Ткаченко получила государственную защиту: она стала ключевым свидетелем по делу банды «МС-47».

Кому должен – всем прощаю

Предприниматели Роман Невельский и Сергей Крамарев фурами возили грузы через границу. И все у них шло хорошо, пока они не решили на заработанные деньги купить дачи.

Они обратились к председателю ДНП «Елизаветино» Галине Ткаченко. Уже много позже они узнали, что Галина Петровна продавала землю, которая ей не принадлежала. А потом у тех же, кому продала, еще старалась взять денег взаймы – якобы на то, чтобы землю все-таки оформить. И ничего не возвращала.


Почти десяток выборжан несколько лет безрезультатно пытаются возбудить против Ткаченко уголовное дело о мошенничестве. В итоге пострадавшие от ее действий не получили ни земли, ни своих денег.


Многие выигрывали у Ткаченко гражданские иски, но за Галиной Петровной никаких активов не числится и брать у нее якобы нечего – в итоге исполнительных производств скопилось уже более чем на 100 миллионов.

Еще год назад в списке потерпевших от ее действий были и Роман Невельский с Сергеем Крамаревым, которые, по их словам, купили у Ткаченко шесть участков земли. Когда оказалось, что земли ей не принадлежат, у бизнесменов были все шансы пополнить ряды прочих обманутых. Как Ткаченко выкрутилась, чтобы исполнить перед ними обязательства и кто при этом по цепочке пострадал, они не знают. Им казалось, что они убедили Галину Петровну и оказались в выигрыше. Однако радовались они рано.

В 2013 году, как утверждают Невельский и Крамарев, Ткаченко продала им электроподстанцию для подключения участков к электричеству. И заодно «одолжила» у бизнесменов 1,5 млн руб., в чем дала расписку.

Два года предприниматели напоминали, что долг неплохо бы долг вернуть.

Донапоминались до того, что летом 2015 года их задержали как членов банды «МС-47» за вымогательство – якобы они угрозами заставили женщину переписать на них подстанцию и вымогали у нее полтора миллиона, которые она была им должна.

Конспирация на зависть Штирлицу

Одновременно с Невельским и Крамаревым следователи ГСУ МВД по Петербургу и области задержали пятерых молодых людей – членов банды «МС-47». По версии следствия, банду возглавлял Кирилл Берченко. Почти все ее члены родились в начале девяностых и занимались рэкетом и вымогательством в Выборге. Невельский и Крамарев были люди совсем иного круга. На добрый десяток лет старше, семейные, с крепким бизнесом.

Материал на молодых за год потихоньку набирался; обвинений же против грузоперевозчиков, наоборот, становилось все меньше.

По заявлению Алексея Кузнецова, адвоката Невельского, в деле нет доказательства знакомства Невельского и Крамарева с молодыми бандитами. Если не считать то, что Невельский и Берченко жили в соседних домах, что для небольшого города, каким является Выборг, вполне естественно.

Например, билинг телефонов всех семерых доказывает, что Невельский и Крамарев никогда не общались по мобильнику с другими обвиняемыми. Можно, конечно, предположить, что для конспирации у бандитов были другие телефоны, которые следствию неизвестны. Но почему тогда по своим обычным телефонам Берченко преспокойно звонил четверым молодым подельникам, а шифровался только от контактов с Невельским и Крамаревым?

Для следствия же все это малозначительно, так как есть одно доказательство, которое бьет все остальные: показания Галины Ткаченко.

Обвинение истаяло

Галина Ткаченко утверждает, что в 2013 году Невельский и Крамарев ворвались в принадлежащее ей кафе «Диора», сопровождаемые двумя молодыми людьми (бандитами МС-47 Берченко и Меликсетяном). В показаниях следствию она заявила, что в кафе они устроили погром, ее избили (доказательств телесных повреждений – справок, обращений в травму и пр. она не предоставила) и заставили переписать на них электроподстанцию. А затем в течение двух лет вымогали у нее 1,5 миллиона. Пока наконец Ткаченко не решилась написать на них заявление в полицию.

Невельский и Крамарев признают, что неоднократно ездили в кафе к Ткаченко требовать выполнения своих обязательств: сначала при продаже участков, потом при подключении их к электричеству, а затем – требуя вернуть долг. Но никакие молодые люди их не сопровождали.

В течение года следствие проверяло показания всех сторон. В итоге в новых постановлениях о привлечении в качестве обвиняемых Невельского и Крамарева уже не называют членами банды. Кроме того, с них снято подозрение в вымогательстве подстанции: все документы оформлены правильно, зарегистрированы соответствующим образом – подстанция была продана за 3,5 миллиона, а не получена преступным путем.

Осталось только обвинение в вымогательстве полутора миллионов рублей. О котором потерпевшая заявила только спустя два года. Причем деньги эти так и не были получены «вымогателями». Более того, на эти полтора миллиона у них была собственноручная расписка Ткаченко.

Защита предложила провести психолого-почерковедческую экспертизу расписки – чтобы проверить, писалась ли она лицом в эмоционально нестабильном состоянии, например под угрозой насилия. Однако от такой экспертизы Ткаченко отказалась.

В итоге Невельский и Крамарев сидят в Крестах уже скоро год: последний раз срок содержания под стражей им продлили 5 апреля 2016-го, до 8 июля.

Запугать и подзаработать

В феврале 2016 следователь частично удовлетворил ходатайство адвоката Невельского об изменении меры пресечения. То есть даже следователь решил, что обстоятельства изменились и можно выпустить обвиняемого из тюрьмы под домашний арест. Но прокуратура его не поддержала.

Почему Невельский и Крамарев продолжают сидеть? Потому что эпизод Ткаченко – ключевой в деле против банды «МС-47».


Если окажется, что никакого погрома в кафе «Диора» не было, то посадить тех пятерых, что в банду входили, будет гораздо сложнее.


А то, что таким образом Галине Ткаченко, против которой написано множество заявлений о мошенничестве, выдается индульгенция, полицейское начальство не волнует.

Галина Петровна выиграла настоящий джекпот с этими показаниями против «МС-47». Она не только избавилась от возможного уголовного преследования – напротив, она теперь передвигается по Выборгу в сопровождении двух вооруженных государственных охранников.

Что, естественно, отпугивает желающих с ней судиться. Например, Игорь Чехов, по его словам, пострадал от действий Ткаченко: проданный ему участок выступает в качестве залога другому человеку, который дал предпринимательнице деньги в долг. Но ехать к ней и выяснять отношения Чехов боится, говорит: «Она может и на меня написать заявление в полицию».

Константин ПЕРВУХИН