Какие ученые работают на оборонку
Социальную значимость разоблачения подложных диссертаций трудно переоценить
В начале июня Александр Масловский, помощник ректора Горного университета, попросил лишить его степени кандидата наук. Причиной для такого отчаянного шага стала информация сетевого сообщества «Диссернет», которое обнаружило в работе Масловского большой объем некорректных заимствований. Очевидно, что этот факт не может не сказаться на дальнейшей карьере молодого ученого. Будем надеяться, что разоблачения «Диссернета» и впредь будут оказывать оздоравливающее воздействие на российскую науку. Особенно важно, чтобы авторы фальшивых диссертаций не оказывались на ключевых руководящих постах. 2 июня «Диссернет» опубликовал экспертизу диссертации Михаила Загородникова, исполнительного директора Крыловского научного центра: работа по большей части состоит из некорректного цитирования.
Александру Масловскому очень не повезло. Диссертационный совет, который рассматривал заявление о лишении Масловского степени, согласился с критикой в его адрес. А значит, если бы помощник ректора сам не попросил лишить его степени, это было бы сделано помимо его воли.
Не для ваших ушей
Интересно, что, несмотря на очевидно потрафившее общественному мнению решение диссовета, первый проректор Горного Наталья Пашкевич отказала корреспонденту «Новой» в праве присутствовать на его заседании: «В связи с тем, что вы не являетесь лицом, имеющим непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, ваше присутствие на заседании диссертационного совета не представляется возможным». По мнению «Новой», этот отказ нарушает закон о СМИ. В данный момент мы консультируемся с юристами «Команды 29» на предмет перспективности его судебного оспаривания.
При этом всего месяцем ранее в том же Горном университете диссовет горой встал на защиту главы Комитета финансового контроля Александра Жукова – в его диссертации также были обнаружены масштабные незакавыченные заимствования из других работ.
Почему Жукова решили отстаивать до последнего, а Масловского отдали на растерзание?
Если сравнить объемы некорректного цитирования в процентном отношении – их работы почти одинаковы (Жуков; Масловский). Значит ли это, что научная ценность кандидатской за авторством главы комитета столь велика, что даже если выкинуть из нее добрую половину (некорректные заимствования), это ей не повредит? Или дело все-таки в том, что Масловский – просто референт при большом человеке, а глава комитета сам по себе большой человек?
Без пяти минут доктор
Если во главе исполнительного органа государственной власти оказывается индивид, способный пойти на подлог научной работы, это плохо и опасно по многим параметрам, но не обязательно приведет к катастрофе: по крайней мере, ученая степень не является непременным условием для того, чтобы стать главой комитета. Совсем другое дело, если хирург купит диплом медвуза или водитель троллейбуса купит права – тут трагедия практически неминуема.
То же самое можно сказать и о руководителе научного учреждения. Недавно «Диссернет» обнаружил масштабные заимствования в кандидатской диссертации Михаила Загородникова, исполнительного директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
Крыловский центр – ключевое предприятие в развитии российского судостроения. Он разрабатывает передовые системы для подводных лодок и ледоколов, проводит уникальные исследования в области гидродинамики, прочности корпусов, энергетики и т. п.
По информации от анонимного источника в Крыловском центре, Михаил Загородников планирует занять место гендиректора центра, и имеет неплохой административный ресурс (а если очень повезет, то лучше куда-нибудь на высокий пост в Министерство промышленности). Однако для утверждения в должности генерального необходимо получить степень доктора наук, и работа над докторской диссертацией Загородникова уже ведется.
Техническая галиматья
Михаил Загородников защитил кандидатскую по экономике «Финансово-инвестиционное обеспечение реструктуризации предприятий оборонно-промышленного комплекса» в январе 2006 года в ИНЖЭКОНе. По сведениям «Диссернета», в работе Михаила Александровича присутствуют заимствования из двух источников: из реферата 1993 года (автор неизвестен) и из диссертации Александра Макарова 2004 года «Методологические основы инвестиционного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса».
В ответе на наш запрос Михаил Загородников пишет, что знаком с А. Д. Макаровым, читал множество его работ, а также выступал соавтором. При этом, по его словам, «отрицать или соглашаться с анонимными выводами «экспертов» вольного сетевого сообщества «Диссернет» не целесообразно».
«Что касается частичного заимствования в некоторых местах диссертации текста других исследователей, то это скорее техническая ошибка, которую иногда принято называть некорректным цитированием. Это подтверждается наличием информационных источников в списке использованной литературы по теме диссертационного исследования», – утверждает Загородников.
Отметим, что из 188 страниц диссертации Загородникова, по данным «Диссернета», 34 не подлежат текстовому анализу (оглавление, список литературы, таблицы и т. д.), 87 страниц содержат масштабные заимствования из реферата, 56 – из диссертации Макарова, и только на 11 страницах ничего чужого пока не найдено. Михаил Александрович, конечно, может называть это «частичным заимствованием в некоторых местах», а то, что большая часть текста не взята в кавычки, – технической ошибкой.
Но если взглянуть на принцип осуществления заимствований, то невозможно не поставить под сомнение научную ценность работы Загородникова.
Вот, например, на стр. 124 диссертации Макарова написано (речь идет о финансировании военно-промышленного комплекса): «В 2001 г. оплата топлива и горючего профинансирована только на 48,8%, ремонт ВВТ – на 10,4%, аренда средств связи – на 17,5%, медицинское обеспечение – на 10,2%, НИОКР – на 8,4%, капитальное строительство – 18,3%».
На стр. 30 диссертации Загородникова этот текст повторяется цифра в цифру, только вместо 2001 года указан 2003-й. Тут одно из двух: либо проблемы финансирования ВПК в 2001 и 2003 годах совпадали вплоть до одной десятой процента – либо кто-то просто ничтоже сумняшеся поменял один год на другой, не заботясь о достоверности текста. И что будет, если, основываясь на диссертации Загородникова, какой-нибудь чиновник начнет верстать оборонный бюджет (что, разумеется, маловероятно, но не исключено)?
Конечно, замену одного года на другой опять же можно назвать технической ошибкой! Но какова ценность работы, состоящей из подобных ошибок почти целиком?
Огромная социальная значимость проекта «Диссернет» заключается в том, что он выступает своеобразным детектором персон, которым не стоит доверять. Человек, умеющий работать, знающий себе цену, уважающий труд других людей, никогда не будет фальсифицировать собственную научную работу.
При этом в подавляющем большинстве случаев понятно, что плагиат – это лишь вершина айсберга, а под поверхностью скрыто еще немало неприглядных поступков. Стоит ли назначать таких людей на руководящие должности – вопрос риторический.