Брат за брата
Вячеслава Шевченко отдали под суд. Того самого знаменитого, старшего из двух братьев Шевченко, экс-депутата Государственной Думы, приверженца ЛДПР, одного из хозяев финансово-промышленной группы «Норд»... Пять лет прошло с нашумевшего «концертно-газетного» скандала. Два года назад осудили младшего Шевченко. Теперь попался и он...
Судят его за то же самое, за что уже был осужден его младший брат и коммерческий партнер, экс-депутат Законодательного собрания города на Неве Сергей Шевченко: за вымогательство 10 тысяч долларов и права контроля над журналом «Телевик» у петербургского издателя Максима Кузахметова и еще 5 тысяч долларов - у журналиста «Санкт-Петербургских ведомостей» Владимира Кузнецова. За эти «шалости» Сергей Шевченко в ноябре 2001 года был осужден к семи с половиной годам лишения свободы. Впрочем, за решетку сесть не пришлось: срок назначили условный. Тем не менее сам Шевченко считает наказание слишком суровым. В январе 2002-го он добровольно сложил с себя депутатские полномочия; его кассационную жалобу на приговор Городской суд оставил без удовлетворения. Сейчас младший Шевченко и его адвокат Олег Лебедев (он же защищает и старшего брата в нынешнем судебном процессе) ждут решения теперь уже Верховного суда по очередной жалобе на приговор.
А началась «братская» эпопея пять лет назад, когда принадлежащий Максиму Кузахметову журнал «Телеман» (этим изданием Кузахметов владел помимо «Телевика») написал о махинациях работавших с братьями Шевченко продюсеров, устраивавших в северной столице концерт малоизвестной английской группы Jilton Jeneration. Деньги на мероприятие давали братья Шевченко. Хитрость была в том, что музыкантов выдали на афишах за известную поп-группу Prodigy. Разоблачение и предание истории гласности практически сорвали выступления, поскольку обманутые зрители в массовом порядке принялись сдавать билеты. Посчитав, что виной всему «продажные писаки», братья Шевченко пригласили на рандеву издателя «Телемана». Кузахметов на встречу пришел не один, а в компании небезызвестного «авторитетного коммерсанта и адвоката» Руслана Коляка (сам Коляк считал братьев своими заклятыми врагами, желавшими его гибели, - пережив девять покушений на свою жизнь, Руслан Коляк все же не сумел уйти от пуль киллера в августе этого года в прибрежном ресторане в Ялте). Братья Шевченко обвинили Кузахметова в нанесении им крупного финансового ущерба и потребовали возмещения в размере 50 тысяч долларов. Сошлись в результате переговоров на 10 тысячах и акциях издания «Телевик».
Спустя некоторое время в аналогичную ситуацию с братьями Шевченко попал и корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» Владимир Кузнецов. Он вскрыл сходную рекламную провокацию администрации клуба «Голливудские ночи» (наряду с двумя десятками других фирм, ресторанов, казино и клубов, входящих в финансово-промышленную группу «Норд») и опубликовал статью. Желая привлечь больше клиентов, «Голливудские ночи» пообещали встречу с музыкантами группы Pet Shop Boys. Один из артистов действительно заглянул в клуб, провел у стойки бара несколько минут, которых хватило на то, чтобы осушить стакан вина, и... уехал восвояси. Кузнецову тоже предъявили претензии финансового плана и столь «серьезно» с ним поговорили, что вскоре после этого Кузнецов счел за лучшее на год покинуть страну.
В 1999 году, дождавшись истечения срока депутатских полномочий (и, соответственно, иммунитета) старшего Шевченко, правоохранительные органы, давно уже причислявшие братьев к лидерам петербургского криминального мира, решили действовать. По заявлению Кузахметова было возбуждено уголовное дело. Правда, на тот момент младший Шевченко, Сергей, тоже стал парламентарием - депутатом Петербургского ЗакСа, тем не менее его задержали, а затем и получили санкцию на его арест. Но за решеткой младший брат пробыл недолго - адвокатам удалось доказать плохое состояние здоровья народного избранника, настолько плохое, что Сергею Шевченко изменили меру пресечения. Пока расследовали дело и судили Сергея, Вячеслав Шевченко был якобы в бегах. То ли на просторах России потерялся, то ли за границей отсиживался (хотя время от времени его видели на улицах Петербурга)...
Вышел из подполья Шевченко-старший только после вынесения приговора младшему брату: тогда стало понятно, что оказаться за решеткой по этому делу ему уже не грозит.
Скорее всего, судебный опыт младшего брата окажется аналогичен для старшего. Очевидно, что даже в случае обвинительного приговора, против которого и сам Вячеслав Шевченко и его защита будут активно бороться, коммерсант свободы не потеряет. А для бизнеса это - основное.
Александр САМОЙЛОВ