Пособия тут не платят: с фабрики троллей вышвырнули беременную сотрудницу
Готовясь к суду против недобросовестного работодателя, сотрудница фабрики троллей собрала материалы, которые, возможно, подтверждают причастность фабрики к избиениям оппозиционно настроенных петербуржцев.
Два года назад на петербургскую фабрику троллей на улице Савушкина, 55, пришла по объявлению новая сотрудница Ольга. Платным комментатором – а проще говоря, кремлеботом – она проработала чуть больше года, когда осенью 2015 года узнала, что беременна. С этой новостью и надеждой на положенные льготы девушка отправилась в отдел кадров.
Однако ей отказали, заявив, что вообще-то на официальное оформление в эту организацию очередь. Ольга неоднократно обращалась к работодателю, но получала лишь отказ и угрозы в свой адрес. Сегодня, 15 августа, она подала иск в суд, чтобы заставить фабрику троллей оформить с ней трудовые отношения и выплатить все причитающиеся ей деньги.
Ранее, готовясь к суду и собирая доказательства своих трудовых отношений с работодателем, девушка сфотографировала на мониторе рабочего компьютера свой IP. Это номер 109.167.231.85 – тот самый, с которого, по данным Фонтанки.ру, производились изменения на сайте whoiswhos.me, где публиковали данные оппозиционно мыслящих людей, которых в дальнейшем избивали.
Эта фотография со знаменитым IP была сделана Ольгой на рабочем месте 20 февраля этого года
Материалы, которые мы решили сегодня обнародовать, – технические задания, скрины комментариев, фотографии рабочего места и видео работы фабрики троллей изнутри – были собраны Ольгой для суда в качестве доказательства ее работы на фабрике.
Однако они представляют собой большую общественную ценность и, возможно, могут пригодиться для расследования причастности этой организации к преследованию петербургских оппозиционеров и журналистов.
Напомним: журналисты нескольких изданий выявили связь структур, принадлежащих петербургскому бизнесмену Евгению Пригожину, владельцу фабрики троллей, с нападениями на блогеров и активистов, которые на своих страницах в социальных сетях либо в рамках каких-то акций высказывали несогласие с политикой российского правительства. В течение последних месяцев избиты несколько петербуржцев, сожжены машины активистов.
На фабрике троллей Ольга занималась наполнением блогов, постами и комментариями в соцсетях согласно ТЗ и текущим указаниям начальства, которые рассылаются работникам через мессенджер Telegram. Последние рабочие смены Ольги пришлись на февраль – как раз на то время, когда Эрдоган был еще верным другом террористов, мишенью для российской прессы и платных интернет-комментаторов.
Девушке пришлось пережить все прелести работы в этой необычной организации: ее штрафовали за опоздание, за смех на рабочем месте, а также премировали за политический пост в стихотворной форме.
В конце пребывания на фабрике ее заставляли пройти обследование на полиграфе, а когда Ольга отказалась, сославшись на беременность (был уже значительный срок), начальство потребовало принести справку от врача (вот бы врач удивилась, если бы девушка действительно попросила у нее допуск на детектор лжи).
Убедившись, что работодатель добровольно не соглашается исполнить свои обязанности, Ольга приняла решение подавать иск в суд и связалась с Людмилой Савчук – напомним, год назад, после работы «под прикрытием» на фабрике троллей Савчук при поддержке юристов правозащитной «Команды 29» выиграла суд против фабрики троллей. Продолжая работать на Савушкина, 55, Ольга обратилась за помощью к Ивану Павлову и Дарье Сухих – юристам «Команды 29».
В конце февраля Ольга закончила работу, но по факту до сих пор является сотрудницей фабрики троллей, хотя ей и пришлось практически спасаться бегством от начальства во время прощального визита на Савушкина, 55. Последнюю зарплату, уже в марте, Ольге пытались отдать лишь в обмен на заявление об увольнении – что лишило бы ее всякого шанса добиться справедливости в суде. Однако она, зажав деньги в кулаке, последовала совету юристов и подписывать заявление не стала.
Как рассказала Ольга, руководство фабрики троллей не ожидало такого поворота, и дальше случилось нечто вроде погони: беременная женщина, перепуганная и запыхавшаяся, бежала вниз, спасаясь от начальства и охраны, которые пытались заставить ее подписать некую бумажку. На следующий день ей даже пришлось обратиться к врачу: после пережитого стресса она плохо себя чувствовала и беспокоилась за ребенка – его шевеления она перестала ощущать. На этом испытания не закончились: с мужем Ольги по телефону связался один из руководителей фабрики Олег Васильев и озвучил завуалированные, но вполне читаемые угрозы.
Олег Васильев недвусмысленно намекнул, что некие «радикально настроенные товарищи» с Украины могут навредить ей.
Мужчина также предложил «порешать финансовые моменты», которые при этом не включали законных действий по оформлению Ольги на работу (полная запись разговора есть в редакции).
Сегодня иск Ольги, которая уже успела стать мамой, направлен в Невский районный суд Петербурга. Как сообщила юрист Ольги Дарья Сухих, это дело в какой-то степени логическое продолжение первого трудового спора, который в свое время был выигран у ООО «Интернет Исследования» (дело Людмилы Савчук). «Могу сказать, что мы будем использовать все имеющиеся у нас доказательства, чтобы выиграть дело, – говорит Сухих. – И надеюсь, что судом будет дана правильная и объективная оценка».
Как сообщают правозащитники «Команды 29», они взялись за случай Ольги, поскольку он показывает, что петербургская фабрика троллей по-прежнему продолжает работать скрытно и с нарушением действующего трудового законодательства.
Сумма иска – более 300 тысяч рублей: сюда включено требование документального оформления трудовых отношений, выплаты пособия по беременности и родам, пособия в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Также в иск включено требование компенсации причиненного Ольге морального вреда в размере 50 тысяч рублей.
Людмила САВЧУК