Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Конец криминальному Цвелодубово?

31 августа 2016 09:57 / Общество

Одни фигуранты истории арестованы, другие – в бегах

Месяца не прошло, как «Новая» опубликовала статью «Криминальное Цвелодубово» о хулиганской группе в Выборгском районе Ленинградской области, в которую входил оперуполномоченный 89-го рощинского ОВД: в списке ее «проделок» были избиения, похищение человека и даже убийство. Следственный комитет возбудил сразу два уголовных дела.

Первое – по факту насильственной смерти в ночь с 6 на 7 августа 40-летнего жителя поселка Григория Соколова. По свидетельствам очевидцев, преступление было совершено в присутствии оперуполномоченного 89-го отдела Сергея Филиппова, бывшего опера того же отдела Сергея Газутдинова и их знакомого, недавно освободившегося из колонии строгого режима Владимира Авласенко. Полиция не сразу признала смерть Соколова убийством; опер Филиппов в разговоре с «Новой» свое присутствие на месте преступления отрицал, а никем не задержанный Авласенко через несколько дней сбежал. Точку поставила медицинская экспертиза.

Второе дело было возбуждено по ст. 126 – похищение человека. Житель Цвелодубово Евгений Смирнов сообщил «Новой», что за неделю до убийства уже упомянутые Филиппов и Газутдинов избили его, поместили в багажник автомобиля, отвезли ночью на пустынную трассу, облили машинным маслом и угрожали поджечь. Это было сделано, по мнению пострадавшего, в качестве мести за то, что он посплетничал о якобы пристрастии к наркотикам жены оперуполномоченного. Медэкспертиза, сделанная почти одновременно с заявлением в Управление собственной безопасности МВД, установила множественные повреждения на теле Смирнова. Однако уголовное дело возбудили лишь спустя две недели. По информации старосты поселка Цвелодубово Александра Иванова, сейчас бывший и действующий оперуполномоченные находятся под арестом на два месяца. Владимир Авласенко в розыске. Этот гражданин, который из своих пятидесяти трех лет 23 года провел в заключении за тяжкие преступления, был постоянным гостем компании Филиппова и Газутдинова.


Восстанавливать картину событий июля-августа нам пришлось самостоятельно, с помощью местных жителей, ибо официальных комментариев в 89-м отделе получить не удалось. Начальник отдела Михаил Свидинский (во время совершения преступлений он находился в отпуске за границей) разговаривать на эту тему с нами категорически отказался. Столь же немногословен был участковый Анатолий Мартыненко. Понять полицейских несложно: это уже второй подобный случай в отделе за последние три года.


«Новая» писала о приговоре оперуполномоченному 89-го отдела Сергею Галкину, который в ноябре 2013 года, в День милиции, убил жителя Рощино Артура Клювака. Судя по материалам дела, сослуживцы и сам Михаил Свидинский тогда покрывали своего коллегу. Были и другие, более мелкие неприятности. Так, в 2012 году в интернете появилась информация о ДТП с участием двух сотрудников 89-го отдела – А. М. Фролова и П. С. Уколова, в результате которого пострадала беременная женщина. Фролова виновным не признали, хотя даже пресс-служба ГУ МВД сообщила, что он выехал на встречную полосу.

Как и в истории с Галкиным, в деле Филиппова и Газутдинова, похоже, нет детективной составляющей (впрочем, из разных не связанных между собой источников нам поступали сведения, что бывший и действующий опера якобы покрывали торговлю наркотиками и что Газутдинов был уволен из органов именно из-за этого; однако никаких доказательств тому нет). Они похожи скорее на обнаглевших уличных хулиганов, по случайности связанных с правоохранительными органами. Однако действовала группа с размахом, напоминающим банды гопников из американских боевиков.


После публикации статьи и на адрес «Новой», и к старосте Цвелодубова стали стекаться все новые сведения о похождениях оперов и их приятеля Авласенко. Похоже, Цвелодубово было в эти дни крайне неспокойным местом.


Вот хроника только двух уикендов лета:

30 июля, суббота, днем – прибытие в Цвелодубово группы неких сертоловских «разборщиков» для устрашения местных жителей Александра и Евгения Петуховых. Братья Петуховы по какой-то причине вступили в конфликт с Филипповым и Газутдиновым. Последний поначалу сопровождал гостей. Обошлось без драки.

30–31 июля, ночь – уже упомянутое избиение и похищение Евгения Смирнова Филипповым и Газутдиновым.

4–5 августа, ночь с четверга на пятницу – массовая драка во дворе школы в Цвелодубове. Владимир Авласенко ломает челюсть 17-летнему Егору Агафонову. По свидетельствам очевидцев, при драке присутствовали Филиппов и Газутдинов. По словам родителей пострадавшего, с которыми беседовал староста, из 89-го отдела им предложили пойти на мировую с обидчиком.

5 августа, пятница – жестокое избиение Владимиром Авласенко местного жителя по имени Мухаммед. Несмотря на свое весьма боевое прошлое, пострадавший, по словам его жены, еле спасся и последующие дни отлеживался дома с травмами и сотрясением мозга.

6–7 августа, выходные – убийство Григория Соколова. По накопленной нами информации, присутствовала вся троица – Авласенко, Филиппов и Газутдинов, а также Сергей Агафонов. Некоторые информаторы утверждают, что смертельные удары наносил Авласенко. Однако есть версия, что Авласенко в момент убийства уже спал пьяным сном и убивал кто-то другой. Как сообщил нам местный житель Андрей Курганский, когда он вместе с братом погибшего по звонку одной из очевидиц прибыл на место и обнаружил тело, Соколов был мертв уже несколько часов. «Так как вся компания даже не пыталась звонить в полицию, есть подозрение, что они пытались скрыть его смерть», – полагает он.

7 августа, воскресенье – Авласенко уже бодр и свеж, и даже сцепился около дома Филиппова с цвелодубовцем Александром Курганским, который решил отомстить ему за погибшего Соколова. Авласенко написал на Курганского заявление в 89-й отдел, действия по которому начаты незамедлительно: Курганского вызвали в отдел для дачи объяснений.

Чуть позднее, по словам Курганского, к нему наведались разборщики. Заметив, что Курганский вооружен, они не стали заходить во двор и уехали.

«Похоже, везде, где появлялись Филиппов, Газутдинов и Авласенко, возникали драки и разборки, – комментирует староста Александр Иванов. – После того как их арестовали, стало намного спокойнее».

Отметим от себя: многие пострадавшие от действий хулиганской троицы тоже далеко не ангелы. Однако это не значит, что начальство 89-го отдела должно было безучастно на все это взирать. Филиппова как минимум должны были давно уволить, а Авласенко – задержать сразу после убийства, когда он спокойно разгуливал по поселку.

Мы же будем продолжать следить за расследованием цвелодубовской истории.