Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Соната для технодайвера

27 ноября 2003 10:00

...Крышка фортепьяно интимно откинута. Вокруг никого. Похоже, человек музицировал, его отвлекли - ушел и забыл закрыть. Наверное, скоро вернется...




Рулевые морских тайн


Второй год технодайверы штурмуют Ладогу и Финский залив. В минувший вторник руководители проекта «Тайны затонувших кораблей» поведали о том, как сложился для них сезон-2003: семь экспедиций, 55 участников, 23 корабля... Впрочем, статистику можно опустить, гораздо интереснее - что там на дне? А на дне оказался, например, «Ди Энгел Рафаил». Германское торговое судно вышло из Петербургского порта в Любек с юфтью и салом на борту в октябре 1724 года и спустя полтора месяца - примерно об эту пору, что стоит сегодня, на стыке осени и зимы, - погибло в заливе Бьёрке-Зунд, в 95 километрах от новой российской столицы, затертое и раздавленное льдами. С «Рафаилом», как рассказывают посвященные, довелось повозиться еще на суше: по документам-то из Питера в немецкие земли отправился совсем другой «Архангел...» - «...Гавриил»!.. В общем, слегка запутались со святыми. Да и шел он - опять же судя по бумагам - недогруженным раз эдак в десять - какой нормальный купец заключит такую сделку? Разобраться в «архангельской» бухгалтерии еще предстоит...
А еще там - под взорами ко всему привычных миног, в царстве песка и ила - оказался «Олегъ» - 92-метровый парусно-винтовой фрегат, затонувший в 1869 году. По оценкам Петра Сорокина, эксперта Института материальной культуры РАН, подобной уникальной находки в Европе еще не было. Энтузиастам удалось воссоздать картину гибели корабля. Так это или нет - полтора века все-таки, сколько бурь и гроз - но, по их версии, 57-пушечное судно легло на дно, на глубину 57 метров (будто нарочно - по метру на каждое орудие) всего за 12 минут. Экипаж «Олега» насчитывал 728 человек, 712 из них спаслись. Можно только догадываться, какова была на этом фрегате дисциплина! Подводным же археологам благодать: корабль почти в сохранности, изучай - не хочу. Это на «Олеге», в офицерском салоне, стоит открытое пианино, полный посуды буфет и аромат несыгранных сонат смешивается с ароматом неприготовленного ужина...
Их последних найденных реликвий - шведская военная яхта «Аврора», одна из ключевых фигур знаменитого Выборгского сражения. Крупнейшая на Балтике битва парусных судов состоялась летом 1790 года близ Приморска. По расчетам ученых, в ней принимало участие 75 тысяч человек на 550 кораблях. А на «Авроре», по многочисленным свидетельствам, находился сам король Густав III.
Тайнами подводная одиссея изобилует, как ракушками - днище затонувшего корабля. Пушечный чугун, под воздействием каких-то доселе неизвестных химических реакций превратившийся в графит. Обнаруженный на «Авроре» пистолет из... бронзы - огромная редкость (и страшно дорогая по тем временам). На стволе гравировка: «Сделано в Лондоне». По легенде, вместе с монархом на яхте был некий Смит - эксперт, очень обеспеченный джентльмен, по происхождению англичанин. Может, это его вещичка?..
Московские технодайверы (в Питере подходящих по уровню профессионалов не нашлось) живописали трудности погружения: видимость - на нуле, температура - ниже некуда... Между тем «Олегъ», «Аврора», «Рафаил» - лишь капля в море погибших кораблей Балтики. Научный руководитель проекта Андрей Лукошков составил подробный атлас затонувших судов, но работы продвигаются крайне медленно: например, на то, чтобы начать исследования на «Олеге», понадобилось восемь лет. Надо сказать, что Россия последней из европейских стран стала изучать свое глубинное историческое наследие на Северо-Западе. Паспорта памятников истории и культуры официально имеют пока всего-навсего пять объектов.
Но вот отыскали, запечатлели на камеру, идентифицировали... Вопрос: а что теперь с этим делать?
По поводу «Авроры», допустим, есть перспективный план - поднять по частям, снова собрать, отреставрировать. Затея эта сложная и недешевая, с более же крупными судами в большинстве случаев и вовсе неосуществимая. Тем не менее выход давно придуман: создавать, глядя на соседей-скандинавов, подводные музеи. Да и в принципе, как хором говорят лидеры проекта «Тайны...», нужен государственный подход. А сейчас, по словам Петра Сорокина, поднятые из пучины раритеты в Выборгском замке просто складируют, если не сваливают в кучу, и они рассыпаются на глазах...

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Алексей ВЫСОЦКИЙ