Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Не помогли и мальтийские рыцари

26 сентября 2016 11:32 / Общество

В институте, у которого приостановлена аккредитация, студенты не могут получить информацию о своем будущем

О том, что их учебное заведение лишилось аккредитации, студентам Санкт-Петербургского института управления и права сообщили только в конце сентября, хотя решение об этом было принято еще в августе.

Этот вуз долгое время считался в городе одним из самых крепких частных институтов. Его ректор и основатель Владимир Дежкин поддерживал реноме своего детища. Сам он обладал множеством российских и международных наград (в том числе юбилейной медалью «Королевы Виктории» за личный вклад в развитие Международной корпорации социального партнерства) и даже получил титул «рыцаря справедливости» рыцарей Госпитальеров Верховного ордена Святого Иоанна Иерусалимского («Рыцарей Мальты»).

Сложности начались еще в 2014 году, когда прокуратура проверяла институт на предмет многомиллионных задолженностей по зарплате, а Министерство образования и науки РФ признало, то вуз нуждается в реорганизации. Дежкину тогда удалось отбиться, выплатить долги и вернуть работу института в нормальную колею.

Но с сентября 2015 года вуз начал готовиться к проверке Рособрнадзора, которую руководство не стремилось афишировать. Все шло относительно неплохо, пока в ноябре прошлого года в семье ректора не случилась трагедия. Тогда Владимир Дежкин почти устранился от дел.

Под пологом тайны

Как рассказали «Новой» студенты и преподаватели вуза, проверка Рособрнадзора предположительно состоялась весной этого года. Причем догадывались они об этом по косвенным признакам: официально было сообщено, что в здании травят насекомых, из-за чего на неделю отменили занятия.

Итогов «травли насекомых» никому не сообщили. Однако с этого времени снова начались проблемы с выплатой заработной платы. Только к середине лета с преподавателями полностью расплатились за апрель, а за май и июнь денег, по имеющимся у «Новой» сведениям, не выплатили до сих пор.

Летом из вуза уволились некоторые преподаватели, а когда пришло известие о приостановке аккредитации – сотрудники бухгалтерии и отдела кадров.


Официальную причину приостановки аккредитации установить пока не удалось: на сайте Рособрнадзора сообщается лишь о самом факте этой приостановки. Однако, по мнению некоторых информированных студентов-заочников (это люди в основном взрослые и успешные, пришедшие в вуз за дополнительным юридическим или экономическим образованием), причина – в несоответствии квалификации ряда преподавателей тем дисциплинам, которые они преподают в вузе. В частности, упоминалось, что преподаватель математики не имеет необходимого образования.


Прокомментировать «Новой» ситуацию в вузе согласилась проректор по общественным связям, доктор экономических наук Татьяна Дежкина, жена ректора. После этого разговора вопросов возникло еще больше. Татьяна Германовна заявила, что в административные вопросы старается не лезть, так как плохо в них разбирается, а на вопрос о причинах приостановки аккредитации ответила, что не владеет этими сведениями. Хотя именно она проводила встречу со студентами, где сообщила, что получила письмо из Министерства образования. Когда мы попросили ее пересказать содержание этого письма, проректор перевела стрелки на другого сотрудника. Увы, имя его она назвать отказалась, на месте этого человека якобы не было и в обозримом будущем он в вузе не появился.

Тяжело, но выход есть

На встрече со студентами Татьяна Дежкина пыталась их успокоить.

По ее словам, ситуация в институте не такая уж ужасная. Лицензии вуз не лишен, а значит, имеет право вести обучение. Приостановление аккредитации означает, что институт не имеет права выдавать дипломы государственного образца. Но в течение ближайших недель будут отправлены документы на восстановление аккредитации.

Выяснить, удалось ли вузу исправить те недочеты, из-за которых аккредитация, собственно, была приостановлена, не удалось, так как Татьяна Дежкина не смогла сообщить даже причин приостановки. А значит, нет возможности предположить, насколько реальным является восстановление аккредитации.

Тем не менее, даже если аккредитацию вернут, студенты, которые должны были выпускаться в этом учебном году, не смогут получить дипломы Института управления и права. По закону они должны быть переведены в другой вуз для получения дипломов государственного образца.

Экономические направления, по заверению Дежкиной, такую возможность уже получили. Действительно, на собрании студентов выступил Дмитрий Синьков, помощник проректора по учебной работе Гидрометеорологического университета. Он пояснил, что между вузами достигнута договоренность и доучиваться студенты будут в Институте управления и права, а писать диплом и сдавать госэкзамены – в РГГМУ, после чего получат дипломы этого вуза. Перспектива получить дипломы государственного вуза, собственно, не такая уж плохая. Взволновало студентов только то, что учиться они будут у одних преподавателей, а госы сдавать другим…

Как утверждала Татьяна Дежкина, в течение ближайшей недели такое же соглашение будет достигнуто с одним из питерских вузов и для студентов-юристов. В качестве партнеров рассматриваются Российская правовая академия и Юридическая академия.

Если студентов-экономистов Дмитрий Синьков смог в целом успокоить, то студенты-юристы на заверения Татьяны Дежкиной реагировали недоверчиво. В частности, высказывались претензии о том, что ректорат склонен скрывать важную информацию (например, такую, как приостановка аккредитации вуза).

Жаловались студенты и на то, что преподаватели пропускают занятия, – либо вообще не приходят на пары, либо рассказывают на них о своей личной жизни, так как им не платят зарплату. Татьяна Германовна утверждала, что нестыковки с расписанием связаны с рутиной начала учебного года. Мол, скоро расписание устаканится и все войдет в привычную колею; все положенные лекции в любом случае будут прочитаны.

– Почему половина преподавателей случайно вдруг уволились? Что вы делали все это время? – спрашивали студенты.

– Каждый имеет право уволиться в любое время, – стоически отвечала проректор.