Ничего не вижу, ничего не слышу, диссертаций не читаю
Минпромторг не захотел выяснять истину про высокопоставленного функционера Крыловского научного центра
«Диссернет» застрял как кость в горле у чиновников-плагиаторов. В начале сентября была предпринята отчаянная попытка раз и навсегда заткнуть этот неприятный фонтан разоблачений, но она, к счастью, провалилась. А значит, приходится использовать прежнюю тактику: замалчивание и игнорирование.
В первых числах сентября Министерство образования и науки опубликовало на своем сайте поправку в Положение о присуждении ученых степеней. В ней предлагалось кардинально изменить подход к плагиату – чтобы подать в Высшую аттестационную комиссию заявление о лишении плагиатора ученой степени могла только сама жертва плагиата, предварительно выигравшая у интеллектуального вора суд.
Если верить собранным «Диссернетом» сведениям, значительная часть «жертв» плагиата являются соучастниками в изготовлении подложных диссертаций: берут собственную диссертацию за основу и стряпают новую «научную работу». Таким образом, упомянутая поправка, будучи принятой, поставила бы крест на деле разоблачения лжеученых.
К счастью, сопротивление научного сообщества этой безумной норме было столь быстрым и яростным, что власти скоренько отыграли назад. Министр образования Ольга Васильева заявила, что поправка изначально касалась лишь возможности защиты в России диссертации на иностранном языке. А затем некий неизвестный чиновник министерства, лишь недавно нанятый на работу, самостоятельно и ни с кем не посоветовавшись, изменил поправку в интересах плагиаторов. Поправку вернули в первоначальное пушистое состояние, а чиновник якобы уже уволен, «потому что так не работают».
В историю с инициативным новичком поверить сложно: как правило, функционеры и шагу не сделают без санкции начальства. Наблюдатели полагают, что это было прощупывание почвы: не проглотит ли научное сообщество? Не махнет ли наконец рукой на собственное будущее? Не проглотило – ну и ладно, еще не вечер.
«Оказалось, что гораздо проще назвать черное белым, чем законодательно запретить говорить хоть «черное», хоть «белое», – прокомментировал «Новой» сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин. – Значит, дальше будут действовать как обычно – искажать факты в диссоветах и экспертных советах, ведь в них сидят те же люди, что много лет торговали диссертациями».
Действительно, чиновники используют прежние формы борьбы с разоблачениями: замалчивание проблемы и игнорирование конкретных случаев некорректных заимствований.
В частности, мы попыталась выяснить, собираются ли уполномоченные лица принимать какие-либо меры в связи с обнаружением «Диссернетом» большого числа заимствований в кандидатской Михаила Загородникова, который работает исполнительным директором в Крыловском научном центре – ключевом предприятии российского военного судостроения.
«Диссернет» обнаружил, что работа Загородникова состоит из некорректного цитирования почти целиком. Сообщение об этой находке в номере от 22 июня 2016 опубликовала «Новая» в СПб. Мы обратились с запросами в Министерство промышленности и торговли, курирующее Крыловский центр, и к генеральному директору самого центра Владимиру Никитину.
В Минпромторге пояснили, что отвечают только за назначение гендиректора данного предприятия. А своими подчиненными руководитель занимается уже сам. Тем более что наличие ученой степени не является необходимым для замещения должности исполнительного директора.
При этом, по утверждению пресс-службы Минпромторга, о публикациях «Диссернета» и «Новой» им известно.
Мы спрашивали также, собирается ли министерство самостоятельно проверить подлинность диссертации Загородникова путем направления соответствующего заявления в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве образования и науки РФ. На что нам ответили: «Официальное обращение с заявлением на проверку подлинности диссертации М. А. Загородникова в Минобрнауки России должна осуществлять сторона, обвиняющая соискателя в плагиате». То есть Минпромторг себя заинтересованной стороной здесь не считает и снимает с себя всякую ответственность. Что это, как не замалчивание проблемы?
Реакции же от Крыловского центра мы вовсе не получили – установленные законом сроки ответа на журналистский запрос превышены уже в три раза. Мы попытались узнать о судьбе запроса и позвонили в центр. Один из его сотрудников неофициально сообщил нам, что запрос, присланный на имя директора, был расписан для исполнения… самому Загородникову! И когда будет результат – неизвестно. Вот вам и игнорирование конкретных фактов.
«Новая» не оставляет надежды, что ответственные лица в данном случае все же возьмут на себя эту самую ответственность и разберутся в ситуации.