Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Важней всего – прогноз погоды

1 декабря 2003 10:00

Пассажирам авиарейсов, направлявшихся в начале минувшей недели в Москву, не повезло. Из-за плотного тумана лайнеры завернули в северную столицу. Надолго. Не повезло и персоналу «Пулково» - такого столпотворения в небе, на взлетной полосе и в залах ожидания привыкший к размеренной жизни аэропорт не видал уже лет двадцать.



Впрочем, о степени невезения можно спорить: ведь людям, ощущающим дефицит времени «на кончиках пальцев», - а воздушным транспортом пользуется именно такой контингент - пришлось провести в подвешенном состоянии несколько суток! Страсти били через край.
Такие шутки играет с нами погода. И ничего тут вроде бы не поделаешь... Хотя оказывается, если оснастить аэродром суперсовременными системами погодного контроля (не забыв при этом оборудовать кое-какой аппаратурой и самолет), сесть на полосу он сможет даже в сплошном «молоке».
Об этом шла речь на «круглом столе» «Современные проблемы метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации», состоявшемся на днях в Авиагородоке. Правда, посвящалась встреча вовсе не катаклизмам, а наоборот, 70-летнему юбилею авиаметеорологического центра (АМЦ) «Пулково» - это природа «чудесным образом» напомнила о себе. И о ключевой роли синоптиков на земле и в небе.
Но как Москве, так и Питеру о передовых «погодных» технологиях приходится только мечтать. К примеру, стоимость одного датчика видимости достигает десятка тысяч у.е., а локатора - нескольких миллионов. Сто тысяч долларов, вложенных в текущем году в реконструкцию приборного метеопарка Пулково, - всего лишь треть от необходимой суммы. Остальная метеоаппаратура, установленная еще в советские времена, находится на грани выработки ресурса. Так что сегодня с безопасностью полетов в «Пулково» пока еще все в порядке, но как только приборы начнут барахлить и метеорологи лишатся точного представления о высоте облаков, видимости, силе ветра и других параметрах в районе взлетной полосы, придут большие проблемы.
Еще в начале 1990-х руководство Росгидромета отправило свои гражданские авиаметеослужбы в свободный хозяйственный полет. Имелось в виду, что, оказывая услуги аэропортам, специалисты заработают и себе на приборы. Свобода предоставлялась неограниченная, поэтому одни службы остались под крылом папы-Росгидромета, заключив с ним хоздоговора, другие вошли в состав авиапредприятий.
Но за десятилетие ни тем, ни другим фортуна не улыбнулась. Даже «Пулкову» - одному из крупнейших международных аэропортов страны - не удалось стать техническим лидером. А ведь тариф на метеообслуживание рейсов в Петербурге - едва ли не самый высокий в России. При этом зарплаты метеорологов вовсе не высоки. По словам замначальника АМЦ «Пулково» Татьяны Омельченко, грамотные люди потихоньку увольняются, со всеми вытекающими последствиями.
Что же в таком случае происходит на более мелких авиапредприятиях?
- Местным аэропортам приходится особенно тяжело, - говорит завкафедрой Академии гражданской авиации Людмила Белоусова. - И дело не только в низких заработках. На сегодняшний день Росгидрометом утеряна часть метеопостов, на которых собиралась погодная информация местного значения - как раз в ней-то и нуждаются небольшие аэропорты.
Помните, в сентябре в Сочи упал вертолет? Как выяснилось, у пилотов попросту не было необходимой информации о погоде в этом районе. А из-за плохой связи авиаметеорологам в глубинке порой недоступны и данные по стране - даже по своему региону. Скажем, воздушное судно, вылетающее из Карелии, может не иметь четкого представления о погоде в Мурманске. А это уже, согласитесь, колоссальный риск. Вообще, по мировой статистике, треть всех аварий в небе связано с метеоусловиями.
Еще факт: львиная доля гражданских метеослужб, входящих в состав авиапредприятий, на поверку не имеет лицензий.
- Без лицензий же, - поясняет замруководителя Северо-Западного подразделения Росгидромета Георгий Пастухов, - мы не можем проверять исполнение авиапредприятиями действующих требований к метеообеспечению. А также - осуществлять методическое руководство. Замкнутый круг!
Такой вот винегрет из проблем предлагают сегодня пассажирам провинциальные российские аэропорты - в том числе и Северо-Запада. Без надлежащего лицензирования работают воздушные порты Петрозаводска, Новгорода, Великих Лук, питерская Ржевка. Местные линии гражданской авиации постепенно приходят в упадок...
В Северо-Западном подразделении Росгидромета считают, что единственный способ прекратить эту вакханалию - вернуть «заблудших овец» в стадо и восстановить единую, подконтрольную сеть авиаметеослужб. Авиаторы иного мнения. «Неважно, «при ком» будут метеорологи, - уверена Людмила Белоусова. - В гражданской авиации, как в капле воды, отражаются процессы, происходящие в стране...» Да, до таких всепогодных аэропортов, как в Нью-Йорке, Франкфурте, российским столицам еще очень далеко. У России на повестке дня совсем иные проблемы: как бы сохранить на лету крупные авиакомпании и не потерять внутренних воздушных линий...

Лина ЗЕРНОВА