Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Других депутатов у нас для вас нет

14 октября 2016 11:56 / Политика

Единственным итогом конфликта между корреспондентом «Новой» и вице-спикером Анатолием Дроздовым стало создание парламентской комиссии по этике, которая и должна разобрать инцидент. Извинений из уст самого Дроздова и руководства Заксобрания, даже несмотря на призывы федеральной «Единой России», не прозвучало.

«Новая» задалась вопросом, чем так ценен для города и законодательной власти Дроздов, чья депутатская деятельность за три года насчитывает всего шесть законопроектов, из которых пять – в соавторстве. А также один запрос – коллективный.

Напомним: 5 октября в коридоре Мариинского дворца вице-спикер горпарламента Дроздов спустя несколько часов после своего избрания по-хамски исковеркал фамилию корреспондента «Новой», а когда она побежала за ним, требуя извинений, ударил по руке, выбив из рук айфон. Тогда журналистка обратилась к своему обидчику как к «депутату Расческе». Такое прозвище он получил после выборов 2011 года, когда на участке, где наблюдатели остановили вброс бюллетеней, Дроздов пытался пропихнуть часть застрявшей пачки в урну. Видео с этим эпизодом попало в сеть.

В день следующего пленарного заседания ЗакСа активисты молодежного движения «Весна» устроили перформанс, запихивая огромной расческой застрявшую пачку бюллетеней (на них стояла одна фамилия – Дроздов) в избирательную урну.

Скандал вышел на федеральный уровень. Профсоюз журналистов потребовал отставки замглавы ЗакСа Дроздова и его исключения из «Единой России». Руководители федеральной ЕР однозначно порекомендовали региональному коллеге извиниться. Ситуацию обсуждали в Госдуме и на заседании в Совете Федерации.

Однако в руководстве парламента не сделали ни первого, ни второго, ни третьего. Дроздов не извинился, поста не лишился, из партии изгнан не был. Он просто… ушел в отпуск. В Мариинском дворце отпуск называют запланированным, хотя еще на прошлой неделе пресс-секретарь городской ЕР Александр Калугин утверждал, что Дроздов готовится к заседанию в штатном режиме.

Если в отношении Дроздова никаких санкций не принято, то для журналистов аппарат ЗакСа резко ужесточив выдачу пропусков.

Представители петербургской общественности в эти дни недоумевали, в чем секрет такой устойчивости невзрачного отставного полковника, потолком карьеры которого должна была стать должность главы МО «Академическое». Вызывала вопросы и реакция петербургских единороссов, которые фактически публично отправили федеральное руководство в пешее путешествие.


Похоже, что Вячеслав Макаров решил брать пример с верховного главнокомандующего Владимира Путина. Тот никогда не принимает решения под давлением общественности, будь та общественность хоть тысячу раз права. На призывы уволить бездарного или проворовавшегося чиновника Путин не только этого не сделает, но может того и повысить.


После выборов, во время которых Вячеславу Макарову, как ему представляется, удалось провести блестящую кампанию, напичкав Заксобрание лояльным и преданным лично ему большинством, у спикера явно началось головокружение от успехов. Не исключено, что он уже чувствовует себя хозяином не только Мариинского дворца, но и всего Петербурга. Ну а Дроздов… что Дроздов? Отсидится в отпуске, станет как новенький. После того как старший товарищ отбил его от нападок разъяренной прессы и московских единороссов, преданность будет его главным качеством.

В беседе с «Новой» коллеги Дроздова не смогли вспомнить его подвигов на ниве законотворчества. Так, например, депутат Елена Рахова заявила, что инициатив у вице-спикера не было, но комментировать больше она не станет. Народный избранник Андрей Васильев сообщил, что не про инициативы расскажет, а про работу высокопоставленного коллеги в статусе руководителя петербургской приемной Дмитрия Медведева. В частности, о том, как вместе с теперь уже экс-депутатом Сергеем Шатуновским они решили проблему валютных заемщиков, когда те штурмовали штаб партии. Решили – громко сказано, петербургские единороссы аккурат перед выборами написали откровенно популистский закон и отправили его в Москву, где он приказал долго жить.


Если законопроекты Дроздова, которых практически нет, особого внимания не заслуживают, поскольку обсуждать нечего, то информация о его помощи жителям округа вышибает слезу. Так, например, пресс-служба единоросса сообщает о том, как жители МО «Гражданка» посетили Мариинский дворец. «Экскурсия завершилась спуском по трехэтажному пандусу», – радостно отрапортовал аппарат Дроздова.


Материалы страницы Дроздова на официальном сайте ЗакСа оставляют ощущение, что ты наелся сливового повидла с рахат-лукумом: «Анатолий Дроздов: «Мамина улыбка – это лучший подарок для ребенка!», «Анатолий Дроздов: «Вместе мы сможем больше!», «Анатолий Дроздов: «Будущее России – это наша молодежь!» или «Анатолий Дроздов: «Мы никогда не забудем ваши подвиги!» Большинство записей посвящено чаепитиям, концертам и экскурсиям по Мариинскому дворцу. В редких случаях мелькают истории о том, как депутат подарил ветерану газовую плиту и нажаловался в полицию на шум кафе, которое мешает гражданам отдыхать.

Зачем для подобной бездеятельности нужен депутатский мандат и пост вице-спикера – загадка.

Свой единственный депутатский запрос Дроздов сделал в далеком 2014 году

Официальная страничка Анатолия Дроздова в соцсетях: vk.com/drozdovinfo

Официальная страница депутата на сайте ЗакСа полнится «нетленными» цитатами

Прямая речь

Александра Гармажапова, журналист «Новой газеты в СПб»:

Завершая историю. Вероятно, в конфликте с Дроздовым я вела себя не совсем корректно. И за это как журналист могу извиниться перед читателями. Возможно, надо было сдержаться и бросить перчатку со словами: «Сударь, я вызываю Вас на дуэль». Либо подать в суд за оскорбление.

Вместе с тем, нахожу важным и крайне полезным кейс «Депутат Расческа».

Во-первых, широкую дискуссию вызвала застарелая, но важная проблема – легитимности выборов. То есть у нас деятель, пойманный на фальсификациях, не только не получает срок, но и растет по карьерой лестнице. Во-вторых, Дроздов, конечно, никакой не политик. Политики – это люди, проходящие через избирательное горнило и умеющие отражать удары (острые, едкие вопросы журналистов в ходе дебатов, подколы оппонентов...). И даже, если бы я спровоцировала Дроздова, то будь он реальным, а не нарисованным политиком, сумел бы достойно выйти из ситуации.

Но, к сожалению, Дроздову неизвестно, что такое настоящая и конкурентная борьба.

В-третьих, да, в идеальной модели журналисты должны описывать, а не участвовать. А государство должно реагировать, верно? То есть мы пишем и показываем, например, что депутат Дроздов участвовал в фальсификации выборов и государство должно наказать его.

Но этого не происходит. Почему? Возвращаемся к первому пункту.

В-четвертых, даже самые аполитичные знакомые в эти дни пишут: «Слушал по радио про твой конфликт с каким-то политиком, подпольное прозвище которого Расческа». Эти люди не знают фамилии Дроздова, но они в курсе, почему он Расческа. И это крайне важный итог. Потому что в условиях, когда не работают государственные механизмы, остается общественное порицание.

Благодарю за поддержку многочисленных коллег. Ценю публичные выступления депутатов-единороссов Евгения Ревенко, Ольги Баталиной, Сергея Боярского, Алдара Дамдинова, сенатора Вячеслава Мархаева и др.