Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Зигзаг, окруженный пустотой

17 октября 2016 10:34 / Общество

Работы по строительству моста через остров Серный по-прежнему ведутся без разрешения на строительство.

«По состоянию на 5 августа 2016 г. застройщик не обращался в Госстройнадзор с заявлением о выдаче разрешения на строительство», – пишет начальник Госстройнадзора Леонид Кулаков депутату Алексею Ковалеву. То есть мост этот вообще-то самострой, который после чемпионата мира по футболу придется сносить по ст. 222 ГК РФ, как торговые павильоны в Москве.

Более того, мост не согласован КГИОП: сначала комитет дал отрицательное заключение на проект, потом согласовал трассировку, но через несколько месяцев снова вернул документы без рассмотрения.

Между тем стройка идет вовсю, опорные пилоны моста возведены уже у самого Петровского проспекта на Петровском острове. По закону Госстройнадзор должен приехать на место производства работ и остановить их. Однако, как утверждает Алексей Ковалев, чиновники отказываются это делать, потому что… они же не выдавали разрешения! А раз не выдавали – то и останавливать не могут.

Мост через остров Серный указан в перечне основных мероприятий программы по подготовке Петербурга к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Действительно, мост крайне необходим для связи с Петроградской стороной Васильевского острова, который без него задыхается. Но на возможности подъезда к объектам чемпионата мира он большого влияния не окажет. И даже если бы оказал – это не значит, что нужно строить, нарушая все подряд писаные и неписаные законы. Лучше построить медленно, но хорошо и надежно, чем успеть к чемпионату, а потом мучиться с очередной градостроительной ошибкой.


Изменения в постановление правительства, описывающее программу подготовки к чемпионату мира, вносятся постоянно. В том числе два изменения были внесены летом 2016 года. Но только не про мост, который может превратиться в аварийно-опасную змею, огибающую пустое пространство.


Если взглянуть на карту, становится очевидно, что Уральскую улицу с Ремесленной через остров Серный можно соединить практически прямой линией. По словам эксперта ИТМО Дмитрия Баранова, первоначально здесь планировался именно такой мост – прямой и удобный. Но против проекта выступили военные – мост проходил через территорию их судоремонтного завода. Тогда проект переделали и обогнули завод: вместо прямой линии появилась змейка с четырьмя поворотами, три из которых, по мнению транспортных экспертов, имеют опасно малый радиус. Все это вместе повышает возможность аварий, удлиняет мост раза в полтора, а уж насколько увеличивает его стоимость, даже посчитать трудно.

Пока создавался «кривой» проект, судоремонтный завод благополучно загнулся. Сейчас, как утверждает Дмитрий Баранов, вместо того чтобы вернуться к первоначальной идее и проложить прямой мост, бывшую территорию завода отдали под жилую застройку. До строительства жилья еще далеко – даже старые корпуса завода еще не снесены. А значит, и перерешить с мостом пока не поздно.

Текущий и альтернативный варианты планировки моста

Но даже если принять как данность, что от уже построенных элементов моста нельзя отказаться, по словам Дмитрия Баранова, все равно есть возможность внести изменения в незаконно реализуемый проект, чтобы спасти дом 3 по Ремесленной ул. Напомним: это дом дореволюционной постройки, и по закону его нельзя сносить. Поэтому документы «исправили» – год постройки изменили на 1920-й. По данному факту возбуждено уголовное дело, но Кадастровая палата все равно отказывается возвращать законные сведения о доме.


Можно сократить ширину моста на две полосы – тогда он будет иметь по две полосы в обе стороны, тем более что улицы, которые он свяжет, двухполосные.


После этого дом 3, который окажется в критической близости от моста, можно будет передвинуть на несколько метров, используя современные технологии. Директор ЭКОМ Александр Карпов согласился с Барановым, что применить этот способ в данном случае вполне возможно.

Карпов также высказал удивление, почему вообще мост изначально планировался шестиполосным. Это подается якобы как строительство на перспективу – но какая может быть перспектива, если узкие улицы, которые он соединяет, также состоят из старых домов-памятников?