Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дело о седьмой раковине

2 декабря 2016 10:17 / Общество

На владелицу кафе возбуждено уголовное дело – за уже исправленные мелкие нарушения.

Когда-то к бизнесменам приходили рэкетиры с цепями и битами, а теперь приходят проверяющие с красными корочками. «Я знаю, что в городе много заведений общепита сталкиваются с такими наездами, но оказывать сопротивление боятся», – рассказывает Елизавета Извозчикова, совладелица кафе «Бейрут». Она решила отстаивать свои права, и в результате против нее возбуждено уголовное дело по ст. 238, ч. 1 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Елизавете может грозить до двух лет лишения свободы – фактически за то, что в кафе не было бактерицидной лампы и седьмой раковины.

Встреча с подтекстом

Первые странности у кафе «Бейрут», которое открылось в феврале этого года на месте культового «Эльфа», начались месяц спустя – в марте: непонятная компания из шести человек вела себя нарочито вызывающе и оскорбляла официанток, но когда посетители начали их снимать на мобильные телефоны, они удалились. Позже сотрудники узнали дебоширов в сотрудниках правоохранительных органов, приходивших с проверками.

В июле в кафе явился старший следователь следственного отдела по Центральному району ГСУ Следственного комитета СПб Иван Лялицкий. «Он вел себя агрессивно, потребовал пустить его в туалет, – говорит Елизавета Извозчикова. – У нас политика – пускать всех, кто не нарушает покой посетителей. Лялицкий же явно уважать чужой покой не собирался, поэтому администратор ему отказал».

Следователь вернулся 7 сентября в составе следственной группы: представители МЧС, Роспотребнадзора и полиции. «Лялицкий заявил, что проводит проверку по заявлению, вел себя грубо, каких-либо документов, обосновывающих его действия, не предъявлял, – поясняет Извозчикова. – Составил протокол, не дав администратору даже с ним ознакомиться, забрал зачем-то отчет кассы, бесполезный без дополнительной информации, и ушел».

Елизавета Извозчикова // Фото: cityspb.ru

В воскресенье, 18 сентября, по словам владелицы кафе, Лялицкий звонил ей несколько раз, предлагая немедленно встретиться, но та от неформального общения со следователем отказалась. На следующий день звонки продолжились. Елизавета нашла адвоката, чтобы немедленно ехать к следователю, но тот, узнав о том, что с ней будет юрист, неожиданно перенес встречу на следующий день.


«Такое поведение следователя напоминает не одну подобную историю, – комментирует депутат ЗакС Борис Вишневский, к которому Извозчикова обратилась за помощью. – Делается это обычно на низовом уровне, без санкций высокого начальства: некоторые представители правоохранительных органов считают, что они поставлены на кормление на подконтрольной им территории»


На колу мочало

20 сентября Лялицкий все же принял Извозчикову вместе с адвокатом и вручил им непонятный документ без заголовка, где был указан список якобы обнаруженных в «Бейруте» нарушений. «Теоретически это можно было бы назвать предписанием, но предписание по закону должно содержать срок, выделенный на его исполнение, – поясняет Елизавета. – В бумаге Лялицкого ничего подобного не было».

На следующий же день она направила следователю письмо с разъяснением, что указанные им «нарушения» на самом деле в кафе отсутствуют. А 23 сентября, то есть всего через три дня после вынесения «предписания», Лялицкий вернулся в кафе и изъял практически все, что там нашел: кассу, компьютеры, наличность, денежный ящик, платежный терминал для кредиток, оригиналы уставных документов ООО «Бейрут», лицензию на продажу алкоголя, договоры, накладные и даже печать.

Кафе «Бейрут» // Фото: vk.com

«Копии акта выемки нам не оставили, я даже не уверена, что был составлен полный список изъятого, – поясняет Елизавета. – Лялицкий пообещал, что через пару дней возбудит против меня уголовное дело».

«Бейрут» смог заново открыться только через неделю. За это время Извозчикова написала жалобы на неправомерные действия Лялицкого с приложением видеозаписей в Генпрокуратуру и СК РФ. Возможно, в результате того, что на это дело обратили внимание в Москве, 18 октября было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.


Сотрудники кафе решили, что могут вздохнуть с облегчением, но радовались они рано: вместо довольно бестолкового Лялицкого «Бейрут» взяла в разработку следователь Л. М. Степанова


9 ноября она пришла в кафе в составе следственной группы, якобы по новому заявлению, «Бейрут» еще раз обследовали МЧС и Роспотребнадзор. 15 ноября Степанова вручила Извозчиковой новое «предписание», опять же без указания сроков исполнения – но в итоге Елизавете все же удалось договориться на десять дней, что она и написала на документе.

Нельзя верить на слово

Какие же нарушения обнаружили в «Бейруте»? Например, несоблюдение правил пожарной безопасности вроде необходимости наличия второго выхода и недостаточной ширины проходов между столиками. Однако в соответствии с СанПиН эти нормы неприменимы для кафе площадью 67 кв. м на 30 посадочных мест – они действуют только для более крупных заведений.

Есть в претензиях проверяющих и прямая ложь. Например, в письме начальника отдела надзорной деятельности Центрального района Управления надзорной деятельности МЧС А. С. Груничева написано, что «зальное помещение кафе не оборудовано системой СОУЭ (отсутствуют звуковые оповещатели)». Между тем СОУЭ (система оповещения и управления эвакуацией) в кафе стоит и видна невооруженным глазом – достаточно этот глаз обратить к потолку.


Претензия же, что в кафе нет помещения для обработки корнеплодов, не выдерживает никакой критики – в «Бейруте» закупают полуфабрикаты и овощи не чистят, что подтверждается документами.


Реальные нарушения, которые Извозчикова признала, в кафе были: отсутствовала бактерицидная лампа над местом приготовления холодных закусок и не было специальной раковины для мытья рук персонала, выходящего из туалета.

«Мы установили бактерицидную лампу и дополнительную, седьмую раковину, это заняло около недели, – объясняет хозяйка кафе. – После этого я несколько дней пыталась встретиться со Степановой, чтобы предъявить исправленное. Но она от встречи всячески уклонялась. Потом я узнала, что уже 18 ноября, то есть через три дня после вручения «представления», против меня было возбуждено уголовное дело».

Кафе «Бейрут»

Молодцы, раскрыли бандитку!

29 ноября Елизавета Извозчикова проснулась в семь утра от яростного стука в дверь – к ней явились с обыском. Интересно, что можно было искать в квартире совладелицы кафе, что доказывало бы ее злонамеренность в преступной неустановке раковины? Тем не менее обыск был санкционирован судом. По результатам обыска у Елизаветы изъяли еще одну, новую печать. В тот же день ей предъявили постановление о возбуждении в отношении нее уголовного дела по ст. 238, ч. 1. Ей грозит до двух лет лишения свободы. В понедельник, 5 декабря, она должна явиться к Степановой, где ей предъявят обвинительное заключение, после чего дело должно отправиться в суд. То есть российская правоохранительная система действительно не нашла более важной работы, чем привлечь совладелицу кафе к уголовной ответственности за уже исправленные мелкие нарушения!

Если Елизавете Извозчиковой удастся отбиться от слабо мотивированных нападок правоохранителей, это дело может стать знаковым – оно покажет, что и другие бизнесмены не обязаны бояться.