Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Счастливчик Ленин. Позорный мир

5 декабря 2016 11:00 / Политика

Целый комплекс исторических случайностей превратил Ленина из рядового политического авантюриста в «гениального вождя мирового пролетариата»

В двух первых статьях цикла «Счастливчик Ленин» мы говорили о том, что в марксизме-ленинизме не имелось ни реалистичной теории революции, ни хоть сколько-нибудь практичных планов построения социалистической экономики, но в силу определенных причин революция все же случилась, а НЭП после разрухи Гражданской войны показался голодной стране осмысленной стратегией. Похожим образом обстояло дело и с построением государства.


Целиком поглощенный идеей мировой революции Ленин меньше всего думал о сохранении границ империи, об удержании территорий и о национальном величии


«Национальную гордость великороссов» он считал делом опасным для пролетарского интернационализма, и ради сохранения власти своей партии готов был пожертвовать любыми землями своей родины. Ценность России состояла для него лишь в том, что она, как «слабое звено в цепи империализма», может в благоприятный момент стимулировать мировую революцию, а значит, социалистическое отечество следует удержать любой ценой. Даже путем заключения позорного мира с военным противником.

Именно такой мир пришлось заключать с Германией в Брест-Литовске в марте 1918 г., поскольку старая армия активными агитационно-пропагандистскими действиями большевиков была совершенно деморализована и сопротивляться немецкому наступлению не могла, а Красной армии еще в тот момент фактически не существовало. В итоге большевики пошли на все требования кайзера и уступили западные территории царской империи (включая Украину), а также некоторые приглянувшиеся туркам территории на Кавказе. Фактически Брестский мир дал немцам возможность поддержать противников большевизма даже на собственно русских землях (на Дону), а также активизировал сопротивление на востоке страны, что означало на тот момент распад России.

Если бы Германия вдруг достигла мирного соглашения со странами Антанты и прекратила воевать на своем западном фронте, установленные Брестским миром границы сохранились бы на неопределенно долгий период. А Ленин остался бы в истории человеком, который ради сохранения власти отдал врагу огромные территории, являющиеся к тому же наиболее развитыми землями страны. Но, к счастью для Ленина, Германия не выдержала напряжения, капитулировала и сама была вынуждена пойти на позорные условия мира, которые впоследствии привели к реваншизму и Второй мировой войне.


Деградировавшая Германия не могла уже оказать поддержку незалежной Украине, и когда Красная армия окрепла, большевики отвоевали то, что уступили по Брестскому миру


Не все, конечно, а только часть. Остальное Сталин прихватил уже в ходе Второй мировой в соответствии с пактом Молотова – Риббентропа. В итоге книги сохранили, конечно, память о позорном мире, заключенном по инициативе Ленина, но эмоционального отторжения действия большевиков у русских патриотов в полной мере не вызвали, поскольку представлялись случайным эпизодом на фоне великой национальной истории.

Счастливчик Ленин и здесь вышел сухим из воды. В СССР даже принято было восхищаться его мудростью, позволившей принять такой мир, от которого очень скоро удалось отказаться. Однако будущий провал Германии вовсе не был предопределен в марте 1918 г. Большевики рассчитывали на успех мировой революции и на поддержку мирового пролетариата, после победы которого уже не важно будет, входят ли Украина, Польша, Эстония и даже сама Германия в состав единого государства или живут братской социалистической семьей без границ, без капиталистической эксплуатации и без буржуазного государства. Но мировой революции не случилось. Германская революция привела к формированию демократической (буржуазной) Веймарской республики, подавившей попытки коммунистического переворота. И только упорное стремление Антанты ослабить былого врага лишило немцев способности отстоять свои достижения на востоке. Кроме того, между Советским Союзом и Германией появилась воссозданная из пепла Польша, как своеобразное буферное государство, что окончательно лишило немцев возможности сохранять свой контроль над Украиной.

В общем, можно сказать, что целый комплекс исторических случайностей превратил Ленина из рядового политического авантюриста в «гениального вождя мирового пролетариата» – совершившего великую революцию, отстоявшего социалистическое отечество и даже заложившего основу экономической политики, которую долгое время было принято считать правильной.


По всему миру миллионы людей, ничего не понимавших ни в экономике, ни в русской истории, долгое время искренне поклонялись Ленину


Поклонялись мифической фигуре, а не реальному человеку, который при иных обстоятельствах так и кончил бы свою жизнь в швейцарской эмиграции и лежал бы сейчас где-нибудь на цюрихском кладбище, а не в Мавзолее на Красной площади.

Впрочем, что там ленинский миф! Это ничто по сравнению с мифом сталинским, к разбору которого мы и перейдем в следующей статье.