Чума как повод пострелять
Под видом борьбы с эпидемией в заказниках разрешили убивать кабанов
В ноябре жители деревень в Кургальском заказнике обнаружили, что на его территории ведется охота. Официально она называется «регулированием численности кабанов» и проходит под надзором главы отдела ООПТ Комитета по природным ресурсам Ленобласти Федора Стулова. Власти утверждают, что так борются с африканской чумой свиней (АЧС). Жители полагают, что под видом борьбы с чумой появилась возможность пострелять в животных на заповедной земле.
«Я был свидетелем двух загонных охот 9 ноября, – рассказывает староста поселка Курголово Вадим Соколов. – Приехали тридцать человек на пятнадцати машинах, выставили стрелков по номерам вдоль дороги и стали гнать всю дичь со стороны залива на дорогу».
Пусть непрофессионально, зато можно
По словам старосты, охота была организована настолько непрофессионально, что никому из «регуляторов численности» не удалось никого подстрелить. Вадим Соколов, бывший охотник, уверен, что проводить отстрел таким способом варварство: загонная охота поднимает всех зверей, что живут в заказнике, беспокоит и пугает даже тех, кому опасность не грозит, будит тех, кто уже залег в спячку. Более того, только опытный охотник может определить, кто бежит между деревьев – кабан или олень. Большинство просто стреляет, а разбираются потом.
Алексей Слепухин, председатель Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленобласти (далее – комитет) уверен, что «регулирование численности способом загона не противоречит федеральным законам и приказам Минприроды».
Кургальский заказник // Фото: www.plantarium.ru
Между тем специалисты-охотоведы уверяют, что профессиональное регулирование численности проводится совсем другим образом. Сергей Царев, охотовед-кабанятник, проработавший два десятка лет в центральной научно-исследовательской лаборатории Главохоты, рассказал «Новой», что делается это только в зимний период при помощи ловушек: «Ловушка из жердей ставится вокруг кормушки. Животные заходят внутрь, человек, прячущийся неподалеку, закрывает дверцу. После чего животных можно осмотреть, посчитать, определить, какие из них подлежат отстрелу. А загонная охота – просто разгон животных».
По мнению Михаила Кречмара, охотоведа, редактора «Русского охотничьего журнала», любой охотник знает, что в результате загонной охоты звери разбегаются, еще более разнося инфекцию, если она есть.
Бумажка есть – думать не надо
Однако жителей беспокоят не только методы, которыми ведется отстрел кабанов, но и то, что понадобилось регулирование их численности. В ответе комитета на наш запрос сказано: «В настоящее время на территории ЛО очаги АЧС как среди домашних свиней, так и среди диких кабанов не отмечены. В соседних областях, Псковской и Новгородской, а также в Эстонии распространение АЧС в дикой природе приняло массовый характер».
Итак, если в Ленобласти никакой чумы нет, зачем уничтожать кабанов?
В сентябре правительство РФ утвердило «План действий по предотвращению заноса и распространению на территории страны африканской чумы свиней». В областях, где АЧС уже свирепствует, рекомендуется снизить численность популяции диких кабанов до 0,25 на 1000 га. В заказниках, расположенных в этих «неблагополучных регионах», численность диких кабанов требуется снизить на 30% – почему-то независимо от их первоначальной численности, даже если их всего три штуки. Однако субъектам РФ вроде Ленобласти, граничащим с неблагополучными регионами, рекомендуется лишь «проведение мероприятий по регулированию численности диких кабанов», без указания норм.
Но в комитете уверены, что рекомендации по предотвращению АЧС среди диких кабанов, утвержденные 25.07.2016 министром природных ресурсов и экологии С. Е. Донским, предписывают Ленинградской области снизить численность кабанов до 0,5 особи на 1000 га. По словам Слепухина в июле 2016 года на территории Кургальского заказника обитал 91 кабан (4,4 особи на 1000 га).
Как считали?
Специалисты подвергают сомнению как в целом необходимость убивать диких кабанов для защиты от АЧС, так и оценку численности, предоставленную комитетом, – «метод картирования», указанный чиновниками, незнаком специалистам, опрошенным «Новой».
«Скорее всего, речь идет о том, что в одной точке где-то в Ленобласти посчитали кабана, а потом экстраполировали эти цифры, – полагает Алексей Климин, охотовед-зверовод, много лет проработавший в Кингисеппском районе и на Кургальском полуострове. – Численность в 91 кабан, на мой взгляд, не соответствует действительности, реальная цифра – около 70, но для принятия решений нужно точно считать».
Как утверждают специалисты, подсчет численности обычно ведется в зимнее время: следы на снегу, а также возможность приманивать животных подкормкой позволяют профессионалам провести эту работу с большой точностью.
Но самое главное – есть ли необходимость уничтожать диких свиней из-за АЧС или это просто возможность покуражиться с ружьями?
«Заболевший кабан через 7–8 дней после заражения погибает, – высказывает свое мнение Сергей Царев. – Больной кабан, у которого температура выше 40 градусов, вряд ли может далеко уйти».
Действительно, АЧС настолько опасное заболевание, что животное погибает быстро и чума не распространится далеко от первоначального очага. Ее вирус сохраняется в трупах животных до 10 недель, а в почве – до полугода. Поэтому главное при таком падеже – как можно скорее уничтожать трупы и обрабатывать зараженную территорию.
Обеззараживание почвы // Фото: www.fsvps.ru
Два года назад Минприроды России опубликовало обзор «Африканская чума свиней среди диких кабанов»; его авторы – ФГБУ «Центрохотконтроль» – пришли к тем же выводам: «Основная борьба с АЧС должна проводиться через соблюдение установленных ветеринарных норм и правил в животноводстве, а не путем тотального истребления кабанов» По мнению экспертов, главная причина распространения АЧС – бесконтрольные перевозки инфицированной продукции между регионами, а отстрел не только неэффективен, но может усугубить эпизоотическую ситуацию.
Несмотря на то что ученые в один голос заявляют, что расстреливать кабанов за то, что люди торгуют зараженным мясом, как минимум неэффективно, Комитет по охране объектов животного мира Ленобласти распорядился в рамках борьбы с АЧС до 28 февраля 2017 года в Кургальском заказнике убить 30 кабанов.