Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сколько храмов на один сквер?

12 декабря 2016 10:57 / Общество

При таком золотом дожде из земельных участков, пролившемся на месте зеленых зон у метро, церкви грех жаловаться на бюрократические препоны

Территория сквера перед метро «Ломоносовская» за год сильно уменьшилась. Теперь там располагаются «временный» деревянный храм Преображения Господня и забор, огораживающий участок более 0,5 га, за которым планируется построить на месте старого фундамента капитальный храм Сошествия Святого Духа. Все это вкупе с сильно разросшимся палаточным рынком съело не меньше четверти когда-то открытого пространства вокруг метро.

Нет ничего более постоянного, чем временное

Формально деревянный храм предназначался для ведения богослужений в период строительства основного. На информационном щите так и значилось – «временный храм-часовня». Что логично предполагало, что после окончания строительства главного храма он будет снесен. Однако, как выясняется, приход храма Сошествия Святого Духа вовсе не планирует его сносить. Настоятель о. Иоанн (Соколов) на вопросы «Новой» отвечал расплывчато: «Сейчас рано говорить об этом. Неизвестно, когда будет построен храм. Пока ведутся только археологические работы по исследованию фундамента. А временный храм всем очень нравится. Люди надеются, что мы его не снесем. Не знаю, может, устроим в нем воскресную школу».

«К сожалению, превращение временных сооружений в постоянные – обычная практика для православных приходов, – комментирует директор центра ЭКОМ, градостроительный эксперт Александр Карпов. – Можно сказать только одно: если они действительно задумают устроить в этом сооружении воскресную школу, то это будет нарушение закона, так как образовательные учреждения могут располагаться только в капитальных постройках. Если же они попытаются с этой целью конвертировать свое временное сооружение в капитальное, то это будет квалифицироваться как самострой».

В администрации Невского района мы узнали, что договор безвозмездного пользования участком под временный храм заключен с приходом сроком до 2019 года. В нем сказано, что «при прекращении договора по окончании срока его действия арендатор обязан передать арендодателю по акту приема-передачи земельный участок, свободный от размещенного имущества». Однако в принципе договор не исключает возможности пролонгации. «Если никто не будет против и если город согласится заключить с ними новый договор», – уточняет начальник отдела строительства и землепользования Юрий Смирнов. То есть вопрос сроков остается на усмотрение чиновников. 


Сам Юрий Анатольевич не скрывает, что восхищается деревянной церковью и является ее прихожанином. Да и посудите сами – возможно ли в нынешних условиях такое кощунство, как снос храма?


Таким образом, в перспективе в сквере может оказаться не один, а уже два храма. И общая площадь церковной застройки окажется больше, чем планировалось. Планировалось же воссоздание небольшой кладбищенской церкви, освященной в 1912-м и полностью снесенной в 1960-х годах во время строительства метро. Собственно, весь нынешний сквер вокруг метро представляет собой часть Фарфоровского кладбища, причем последние захоронения там производились еще в войну, в 40-х гг. Старая Святодуховская церковь имела площадь не более 850 кв. м и, судя по фотографиям, не располагала отдельной территорией и тем более собственной парковкой, как то предусмотрено проектом воссоздания. Однако если строительство самой церкви еще может пройти по статье «восстановление утраченного», то временный храм – никак нет. На его месте исторически не было ничего, кроме старых захоронений. А ныне он физически откусил кусок сквера.

Захоронения избирательного действия

В 2008 году на большей части сквера пыталась построить торговый центр компания ООО «Макромир». Против нее поднялась мощная волна общественного протеста. В итоге победить «Макромир» помогли… те самые старые захоронения. Согласно ч. 6 ст. 16 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 1996 года на месте бывших кладбищ запрещено любое строительство – там могут быть лишь зеленые насаждения. Выяснилось, что останки с кладбища за редким исключением не перезахоранивались. У «Ломоносовской» проходили митинги, акции по посадке деревьев, наиболее радикальных противников стройки задерживала полиция… Теперь получается, что 16-ФЗ нарушает уже православный приход: храм, пусть даже «временный» – это никак не зеленые насаждения. Однако бороться с церковью решаются не многие. Одни считают это неэтичным, другие предпочитают смириться с РПЦ как с наименьшим злом («зато теперь торговый центр будет негде строить»). Часть приходского актива, кстати, тоже входила в инициативную группу против «Макромира». Однако никаких моральных обязательств перед бывшими соратниками православные активисты не чувствовали и общую победу преспокойно забрали себе.

В 2010 году часть сквера была выведена из списка закона о зеленых насаждениях общего пользования (ЗНОП) и переведена в зону общественно-деловой застройки. А в 2015 году внутри вырезанного куска Смольный выделил приходу в безвозмездное пользование участок под строительство площадью в 51 сотку сроком до 2025 года. Часть его, согласно проекту, займет парковка на 32 машино-места (кстати, вполне себе капитальное сооружение). Формально оно тоже окажется на месте могил: везде, кроме старого фундамента, теоретически могли быть захоронения. Также можно не сомневаться, что воссозданная Святодуховская церковь огородит свой участок капитальным забором.


Таким образом, ради воссоздания сооружения площадью 8,5 соток сквер потеряет в шесть раз больше. Впрочем, уже потерял: глухой строительный забор, видимо, будет радовать наш глаз еще много лет, прежде чем сменится прозрачной (будем надеяться) решеткой.


Оставшаяся часть сквера на сегодняшний день составляет 276 соток.

Открытый лист на археологические исследования выдан до 31 декабря, однако его несложно будет продлить. О. Иоанн провел нас за забор: над местонахождением старого фундамента строится что-то вроде большого полиэтиленового шатра для комфортной работы археологов. До завершения исследовательских работ еще очень далеко. Потом они плавно перетекут в строительные работы, а там «может, через пять лет, а может, через десять» будет и капитальный храм. Начальник отдела строительства администрации сомневается, что храм достроят при его жизни, а ведь он совсем не стар.

Примечательно, что в разговоре с нашим корреспондентом о. Иоанн сетовал на неповоротливую бюрократическую машину и неимоверное количество усилий, которое приходится прикладывать для согласования документов. Тут трудно сдержать улыбку. По сравнению с любой другой общественной инициативой, которая не пользуется покровительством властей, проект Святодуховского прихода движется как по маслу. Год назад КГА своим распоряжением разрешил храму превысить предельные высотные параметры – до 31,7 м против фоновых 15 м. В 2014 и 2015 гг. приход последовательно получил два участка под два храма. И это еще не все.

Третий храм

Изучая публичную кадастровую карту, мы с изумлением обнаружили на территории Ломоносовского сквера (так он официально называется в списке закона о ЗНОП) еще один участок «для размещения культовых зданий» (см. скриншот карты)! Он располагается по другую сторону павильона метро, в самом сердце благоустроенной части сквера. 6 соток, поставлен на учет в 2011 году, номер 78:12:0713901:1048. Техническая ошибка? Вряд ли, ибо адрес совпадает с реальным местоположением: ул. Бабушкина, участок 49, северо-западнее павильона метро. Вполне возможно, что в 2011 году приход, не зная, где ему выделят участок под стройку, на всякий случай оформил еще один. Но почему тогда он до сих пор не снят с учета, особенно при явном несоответствии вида использования и градостроительного регламента (ЗНОП, ТР-2)?

За разъяснениями мы обратились в Комитет имущественных отношений администрации СПб, где нас успокоили, сообщив, что этот участок планируется скоро присоединить к Ломоносовскому скверу.