Дело Дадина пересмотрят, а статью 212.1 уточнят
Конституционный суд признал статью 212.1 об уголовном преследовании демонстрантов соответствующим главному закону страны, но обязал ее уточнить, чтобы «избежать жестокости».
Ильдар Дадин – первый и пока единственный осужденный по статье 212.1 УК РФ об уголовной ответственности за неоднократное нарушение порядка проведения митингов. Басманный суд Москвы приговорил Дадина к трем годам лишения свободы. В ближайшее время его могут освободить, поскольку дело должно быть пересмотрено в соответствии с конституционно-правовым смыслом, решил КС.
Когда дело Дадина по статье 212.1 рассматривалось в Басманном суде, в законную силу еще не вступили два решения по административным правонарушениям (ст. 20.2 КоАП РФ). Таким образом, Басманный суд не мог рассматривать дело Дадина в рамках уголовной статьи 212.1, в соответствии с которой уголовно наказуемым является неоднократное нарушение статьи 20.2 КоАП РФ.
КС обязал законодателей уточнить нормативные основания для привлечения к уголовной ответственности за неоднократное нарушение порядка проведения митингов и пикетов. Например, привлекать к ней должны только в случае, если нарушение повлекло причинение вреда гражданам или ущерб имуществу и другим ценностям.
Только тогда, посчитал КС, получится выдержать соразмерность нарушения наказанию.
Кроме того, КС обязал суды, которые рассматривают дела по этой статье, соблюдать принципы независимого, самостоятельного и справедливого правосудия. Это означает, что они не должны полностью полагаться на уже вынесенные решения по делам об административных правонарушениях – но рассматривать новые обстоятельства и учитывать новые доказательства сторон защиты и обвинения в каждом конкретном случае.
Ранее эксперты Дальневосточного федерального университета по запросу КС отмечали, что «один и тот же факт правонарушения не может ни одномоментно, ни с каким-либо временным разрывом влечь ответственность и административную, и уголовную». Судья Валерий Зорькин заявил, что двойного наказания здесь нет, посколько некоторые из положений статьи 20.2 КоАП «тяготеют к уголовно наказуемым». Если административная ответственность не позволяет пресечь действия конкретного человека, причиняющие вред здоровью и имуществу окружающих, то его следует судить по уголовному законодательству.
Суд признал важность индивидуализации правоприменения.
Одинаковые меры за преступления разной степени опасности противоречат идеям гуманизма, закрепленным в Конституции, зачитал Зорькин.
«Сегодня, говорится в постановлении, за мирную акцию возможно наказание как за убийство матерью новорожденного ребенка».
«Теперь мы будем обращаться в Верховный суд, – рассказали «Новой» адвокаты Дадина. – Суд должен возбудить надзорное производство и прекратить его». По их словам, на это потребуется около двух месяцев. Примерно столько следует ждать и освобождения Ильдара из алтайской колонии № 5. Адвокаты высказали благодарность Конституционному суду за такое решение, но при этом поддерживают своего подзащитного в том, что статью 212.1 УК РФ должны отменить.
Жена Ильдара Дадина Анастасия Зотова также ждет скорейшего освобождения мужа.
«Как жена я очень рада, но как гражданину мне хотелось бы, чтобы статью отменили, – говорит она. – Мы отстояли Ильдара, но опасность для других людей остается».
Елена Лукьянова, юрист, эксперт по конституционному праву:
«Это действительно хорошее решение, которого я даже не ожидала. Конституционный суд высказал свою позицию – очень четкую и очень и очень жесткую. Он постановил, что уголовное право нельзя применять, если мероприятие носило мирный характер. В этом решении много важных уточнений. Каждый абзац – сам по себе вклад в нормальное правоприменение. По каждому абзацу можно корректировать правоприменительную практику. Например, о роли государства. Там сказано, что оно не должно вмешиваться, а должно только обеспечивать безопасность. Другой вопрос, поймут власти это или нет. У нас уже был случай, когда КС отменил статью, а Госдума взяла и приняла еще более худшую статью. Но суд предельно ясно сказал, что надо сделать. Дело Дадина подлежит пересмотру. Причем решение вступило в силу уже в момент его оглашения. Никакого освобождения не может быть, пока дело не пересмотрят.