Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Бюрократический футбол

14 февраля 2017 11:50 / Общество

Городские спортшколы с 1 января должны работать как образовательные учреждения, но как это сделать, преподавателям никто не объяснил

Российские спортивные школы для детей и юношества (ДЮСШ, СДЮСШОР) имеют непростую историю. В 30-е годы их открывали при стадионах и спортивных обществах. Потом передавали то профсоюзам, то администрациям, то назад спортивным обществам. В советское время принадлежность большого значения не имела: они работали по установленным сверху программам.

В 90-е, когда разваливалось абсолютно все, чтобы как-то сохранить спортшколы в Петербурге, их передали Комитету по образованию, и они стали как бы образовательными учреждениями. Но после этого уже якобы образовательные спортшколы отдали в управление Спорткомитету, хотя они остались числиться по линии образования. То есть сложилась совершенно запутанная ситуация: с одной стороны, это как бы школы дополнительного обучения, с другой стороны, они управляются опытными тренерами и готовят профессионалов для большого спорта.

Никогда не было, и вот опять!

Полный переход спортшкол под крыло спортивного ведомства назревал уже давно: соответствующие документы подготовило Министерство спорта, уже несколько лет лежит на полке проект постановления в правительстве Петербурга.


Но постановление все не принимали, а между тем тихой сапой подползло очередное административное недоразумение – новая редакция закона об образовании 2012 года. В ней прописаны программы дополнительного образования по видам спорта, в том числе и для спортшкол, которые числятся по образовательной линии.


К 31 декабря 2016 г. у питерских школ закончился срок действия лицензий, и они вынуждены были их продлить. Теперь в них написано, что школы должны работать именно по образовательным программам. Они существенно отличаются от спортивных, к которым привыкли в ДЮСШ: не предполагают спортивной конкуренции (ходят все, кто хочет, ни одного неспособного нельзя исключить); в них существенно меньше разрешенная нагрузка; нужно заниматься сразу несколькими видами спорта, то есть нельзя концентрироваться на одном; и наконец, после 18 лет всех учеников в обязательном порядке выгоняют – спортшколы же привыкли работать с наиболее перспективными спортсменами и дальше, пока не выведут их в большой спорт.

Как рассказали «Новой» на условиях анонимности ряд сотрудников спортшкол, такие программы уничтожат возможность подготовки спортсменов в Петербурге. А оздоровлением молодежи и без них есть кому заниматься: для этого есть спортклубы при Комитете по молодежной политике, клубы при школах, есть районные центры физкультуры, спорта, и здоровья.

ДЮСШ Центрального района Санкт-Петербурга // Фото: gymnastka.ru

Ну и как вы дальше думаете?

Как именно осуществлять переход на новые, образовательные программы, директора спортшкол не знают. По их словам, подзаконных актов по этому поводу они не видели. Поэтому, несмотря на запись в лицензии, продолжают уже второй месяц работать по старым, спортивным программам. Тем более что никто от них пока и не требует работать по-новому, то есть по-образовательному, – лицензии переписали, потому что так положено, но никто из чиновников на спортшколы в этом направлении не давит, хотя и новые госзадания не дает.

Однако понятно, что бесконечно так продолжаться не может: рано или поздно кто-нибудь подаст заявление в прокуратуру, чтобы проверили, почему спортшколы работают не так, как написано в лицензии, и расходуют бюджетные средства фактически нецелевым образом.


Сотрудники спортшкол требуют, что их либо перевели наконец в спортивную отрасль (желательно), либо дали законные основания для работы в образовательной. Из властных кулуаров в ответ лишь тишина.


Более того, есть ощущение, что в Спорткомитете тоже не знают, что делать. В ноябре 2016 года комитет разослал во все спортшколы письмо с просьбой провести собрания трудового коллектива по вопросу: «По каким программам с 01.01.2017 планируется осуществлять тренировочный процесс в учреждении: по программам спортподготовки или дополнительным общеобразовательным программам?» Обратите внимание: вопрос не о том, чего бы они хотели, а о том, что они планируют! То есть председатель Спорткомитета Павел Белов не только не объясняет спортшколам, как им дальше жить в этой двойственной ситуации – а сам у них спрашивает: мол, ну и что вы теперь себе думаете, как будете выкручиваться?

Павел Белов

Кстати, по результатам опроса коллективов 56 школ 54 из них выразили желание работать только по спортивной линии, а еще две – по спортивной и образовательной одновременно.

«Желаю, чтобы все!» – «И вам того же»

«Новая» направила запрос в Комитет по спорту – ответ пришел оптимистичный, но лишенный конкретики. С одной стороны, пишет Спорткомитет, все спортшколы должны перейти на образовательные программы – это закон, никуда не денешься!

С другой стороны, есть некий план перевода их на реализацию спортивных программ. Этот план должен был быть осуществлен к 1 января 2017 г. – но «в связи с отсутствием ряда необходимых нормативных документов, в том числе на федеральном уровне, не осуществлен».

Поэтому план был пересмотрен: 14 декабря 2016 г. в него внесли некие изменения, чтобы «в оперативном порядке осуществить перевод спортшкол на спортивную подготовку». А сейчас «необходимые региональные нормативные документы проходят процедуру согласования». Более того, завершить все это планируется в кратчайшие сроки! Однако ни самих сроков, ни названия «необходимых документов», ни тех, кто затягивает согласование, нам не назвали. То есть чудо может случиться через месяц, но вполне может и затянуться еще на целые годы.

Представители спортшкол уверены, что все необходимые нормативные документы на федеральном уровне давно приняты – большинство российских регионов давно работают по спортивным программам. Значит, теперь слово за петербургскими властями, которые ждут непонятно чего – и непонятно почему. При этом не утруждая себя разъяснениями, как спортшколам работать в этот бесконечный переходный период.