Стоять! Бояться!
С никому не известным экс-чиновником не могут справиться ни Министерство обороны, ни прокуратура.
На заседании экологического совета губернатор области Александр Дрозденко сказал, что тех, кто захватывает оборонные леса, «нужно отдавать под суд». На следующий день стало известно, что председатель СНТ «Защита» Сергей Атаманчук, имеющий к Ржевскому полигону самое непосредственное отношение, возглавил совет председателей садоводств Всеволожского района и теперь его кабинет находится рядом с главой администрации района Андреем Низовским.
А еще через день пришла информация о продолжении незаконной рубки леса силами СНТ «Защита» в районе озера Лассылампи.
Воистину велик Атаманчук, раз даже гнев главы региона для него божья роса.
Да что там, даже Министерство обороны, у которого, по подсчетам Морозовского военного лесничества, этот господин украл как минимум 381 га леса, бессильно перед ним!
29 декабря 2016 г. в лесничество нагрянула проверка Управления лесного хозяйства и природопользования Минобороны РФ. По словам лесничих, они прекрасно знают о бесчинствах Атаманчука и лишь демонстрировали нарушения журналистам, среди которых были корреспонденты телеканала «Россия» и «Новой газеты». Инженер по охране леса Лилия Захарова говорит, что Атаманчук – очень влиятельный человек. «Попытки остановить его иногда опасны для жизни, – сказала она. – Не раз нам приходилось вставать на пути его работающей техники». А участковому лесничему Александру Нечаеву доводилось прыгать в ковш, чтобы остановить экскаваторы Атаманчука. «Мы ничего не можем ему противопоставить, – сетует Захарова. – Оружия у нас нет, мы можем лишь составлять акты о нарушениях и отправлять наверх. Этим и закончилась проверка: лесничие вместе с журналистами подписали акт о незаконном строительстве дороги в лесу длиной около 3 км и о новой рубке около трассы Токсово – Матокса. О дальнейшей судьбе акта лесничие ничего сказать не могли, кроме того, что «отправим в Москву, а там будет приниматься решение».
Круг замкнулся
Также известно, что Атаманчука боятся в прокуратурах. Когда жители пожаловались на то, что СНТ «Защита» перекрыло дорогу к озеру Воякоярви, их жалоба из прокуратуры Западного военного округа спустилась к военному прокурору СПб гарнизона, а оттуда его заместитель майор юстиции А. С. Поздняков отправил ее своему гражданскому коллеге – всеволожскому городскому прокурору. Почему – загадка, ведь в Минобороны считают этот лес своим. А обращение, отправленное в природоохранную прокуратуру, перекидывается… военному прокурору СПб гарнизона. То есть военные спихивают жалобы гражданским и наоборот.
На подряде у района
Атаманчука боятся и в судах. В 2015 г. Арбитражный суд удовлетворил иск «Защиты» об отмене регистрации госсобственности на 2000 га Ржевского полигона и о передаче 58 га «Защите», узаконив захват оборонного леса. Предыдущим иском Атаманчук требовал отобрать у государства 74 тысяч га леса, но это сочли уж слишком наглым.
«Идут смехотворные суды, где опираются на распоряжение 1993 года, которое уже во всех судах принимается как ошибочное», – сказал губернатор на экосовете. И тем не менее Атаманчук повсюду говорит, что судится в интересах муниципалитета Всеволожского района и выигрывает.
Отжатые у государства леса переходят в собственность района, который затем распродает их под застройку.
Впрочем, Всеволожский район приторговывал Ржевским полигоном и без всяких легализаций. Так, на карте Росреестра в 2014 году вокруг озера Воякоярви был обнаружен неизвестно откуда появившийся кластер приватных участков якобы сельхозназначения по 60 га каждый. Но по данным Морозовского военного лесничества, это территория оборонного леса, которая никогда никуда не переводилась. Кстати, до 2012 года именно Андрей Низовский работал заместителем руководителя Управления Росреестра по Ленинградской области.
Но мало просто нарисовать для особо приближенных лиц частные латифундии. Без дорог они все равно не имеют цены. И вот тут-то появляется Атаманчук – за два года он строит дорогу, которая связывает трассу, его СНТ, все участки на Воякоярви и участок на озере Тинуксеньярви, который Всеволожский район еще ранее предоставил под коттеджную застройку ООО «Хонка-Парк». Иными словами, в концессии по распилу оборонного леса он выступает в качестве строительного подрядчика. А платят ему за работу гектарами отжатого в судах леса.
МЧС сильнее морпехов
Не раз просило Морозовское лесничество возбудить против нарушителя уголовное дело. Из МВД (ответы имеются в редакции) директору лесничества отвечали отказом, мотивируя это тем, что нарушитель не установлен. Хотя и в материалах лесничества, и в материалах Управления Рослесхоза по СЗФО имеются прямые указания на личность нарушителя. Более того, в 2015 году Атаманчука на одной из проверок поймали на слове: он случайно сознался, что дорогу в лесу построил именно он. Его слова тут же были зафиксированы (акт проверки имеется в редакции), однако позднее экс-эмчеэсовец от них отказался. В итоге полиция решила, что этой улики (а также более чем десяти предыдущих актов о лесонарушении СНТ «Защита») для установления виновного мало.
Определенно полиция тоже боится Атаманчука. В октябре-ноябре во время многочисленных попыток остановить незаконные работы в лесу сотрудники Кузьмоловского ОВД дважды не приезжали на вызов, мотивируя это отсутствием транспорта. Когда в октябре экскаваторщик ударил активиста Дениса Гончарова ковшом, полиция отказалась возбуждать уголовное дело. Кстати, на проверке лесничества 29 декабря именно этот экскаваторщик как ни в чем не бывало орудовал ковшом на глазах у лесничих и СМИ.
Видимо, МЧС – самое сильное из всех силовых ведомств. По материалам Минобороны, Ржевский полигон был предназначен для тренировок морпехов. Но морпехи отступили под натиском садоводов МЧС.
По закону
Напомним, что, согласно Постановлению Правительства РФ № 135 от 1998 г., лесные участки Ржевского полигона не подлежат переводу в иные категории и включению в состав поселений. Они могут быть лишь возвращены туда, откуда и были когда-то взяты Министерством обороны, – в лесной фонд. Правда, по нынешним временам и это не гарантирует от застройки и захвата. Вспомним хотя бы поправки в Лесной кодекс от 1 января 2017 г., разрешившие огораживание лесов и обсуждаемый сейчас законопроект о «лесной амнистии». Он написан как будто специально под Атаманчука. Единственное, что может защитить полигон, – статус охраняемой территории. На просьбу представителей Токсово инициировать передачу Ржевского полигона в лесной фонд, чтобы поскорее создать заказник, Александр Дрозденко поручил Комитету по природным ресурсам расширить охраняемую территорию «Токсовские леса и озера», включая земли полигона, где уже нарубил дров Атаманчук. В 2014 г. токсовские активисты самостоятельно собрали деньги и заказали проект заказника. В Комитете по природным ресурсам проект одобрили, но с тех пор год от года откладывают создание. Возможно, после нынешнего поручения губернатора работа пойдет быстрее. Ведь со скоростями Атаманчука можно просто не успеть.
Досье «Новой»
Венцом карьеры Сергея Атаманчука стала должность начальника Управления МЧС по Выборгскому району СПб. Отставка была связана с конфликтом с генерал-полковником Леонидом Беляевым, на тот момент бывшим начальником Главного управления МЧС по Петербургу. Выйдя в отставку, стал председателем эмчеэсовского СНТ «Защита». Известно, что он распродает большое количество земли на территории Ржевского полигона исключительно по садовым книжкам. Атаманчук непрестанно расширяет свое СНТ за счет прилегающих оборонных лесов. Его мечта – придать «Защите» статус населенного пункта. Сейчас на территории СНТ строится церковь. Не раз Атаманчук становился лучшим председателем садоводства во Всеволожском районе (по версии районного света председателей садоводств). Однако члены СНТ судятся с ним в связи с нарушениями в оформлении земли. В целом он производит впечатление заурядной личности, а его безнаказанность может быть объяснена тем, что он является лишь фасадом группы чиновников Минобороны и Всеволожского района, в интересах которой ведет свою деятельность.
Комментарий ГУ МВД
В ГУ МВД России опровергли сведения «Новой» об отказе от возбуждения уголовного дела в отношении Сергея Атаманчука: «По всем заявлениям по данному факту полицией был проведен комплекс необходимых проверочных мероприятий. По результатам проверок были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на основании пункта 1 части 1 статьи 24 УПК России (отсутствие состава преступления. – Ред.), законность которых подтверждена надзорным органом».
Недостоверными в ведомстве назвали и сведения об избиении активиста Дениса Гончарова: «Данный факт не нашел объективного подтверждения в виду отсутствия заявлений и обращений, равно как и сообщений из медицинских учреждений».