Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Никто не хочет чужого мусора!

20 февраля 2017 09:31 / Общество

Гатчина стала главной помойкой Петербурга

С тех пор, как закрыли Волхонскую свалку, две трети питерского мусора везут в Гатчинский район, на полигон ООО «Новый свет – ЭКО». То есть пятимиллионный город буквально гадит тридцати тысячам жителей гатчинского района, живущим вблизи свалки-гиганта. И жители уже почувствовали «это» и в воде, и в земле, и в воздухе. В прошедшую субботу гатчинские власти на собрании с жителями района фактически признали данный факт, как и то, что сделать ничего с таким положением дел не могут.

Гатчинцы устали нюхать запах свалки – когда с ветром не повезет, накрывает даже сам город, а все остальное время неповторимым амбре окутаны близлежащие поселки, жители которых утверждают, что вынуждены покупать питьевую воду – потому что вода в артезианских скважинах отравлена.

90% чужого мусора

Выразить свое недовольство жители района собирались митингом, но, когда подали заявление, неожиданно встретили понимание со стороны местной администрации, которая предложила вместо митинга провести собрание в гатчинском Театре юного зрителя.

Правда, прошло все не так гладко, как надеялись активисты. Администрация фактически оттеснила их от руководства «совместной» встречей, которая прошла в минувшую субботу, некий чиновник согласовывал или, наоборот, не согласовывал выступавших, в том числе не допустив до микрофона одного из организаторов мероприятия – лидера «Солидарной Ленобласти» Анатолия Канюкова.

Тем не менее жители услышали ответы от чиновников и директора полигона «Новый свет – ЭКО» Евгения Дегтярева. В том числе и на волнующий их вопрос, сколько отходов на полигон идет из Петербурга и сколько – из Гатчинского района.


«Пока не закрыли Волхонскую свалку, было 40% из Петербурга, 60% из Ленобласти, – признался Евгений Дегтярев. – С тех пор как закрыли – 90% из Петербурга».


Эти слова вызвали у гатчинцев возмущение. На собрании прозвучали и конкретные цифры: около 200 тонн мусора в день производит Гатчинский район, и около 1300–2000 тонн в день привозят из Петербурга. То есть в среднем в год привозят около 600 тыс. тонн.

В территориальной схеме обращения с отходами Ленобласти написано, что вся Ленобласть производит всего 495 тыс. тонн собственных отходов в год – то есть меньше, чем набивается в «Новый свет – ЭКО»! А из других субъектов, то есть из Петербурга, в область поступает 1 млн 70 тыс. тонн в год.

Получается, что примерно две трети мусора привозят именно на полигон «Новый свет – ЭКО»! Что же это за полигон такой волшебный, резиновый?

Назначить мусорное ведро контейнером

«Новый свет – ЭКО» принимает отходы с 2005 года. Построен полигон на месте бывшего навозохранилища, которое так и не было запущено в эксплуатацию – то есть в большой бетонной чаше. Прежде чем сваливать мусор, бетон еще простелили полиэтиленовой пленкой. Мусор, который поступает на свалку, собирались перемешивать с землей, чтобы обеззараживать.

Но с закрытием Волхонского полигона на «Новый свет» посыпалась такая лавина отходов, что все благие начинания пошли прахом. Никакое засыпание землей этой горы больше невозможно, более того, по мнению жителей, мусорная куча давно вышла за пределы бетонной чаши навозохранилища.

На вопрос, каким образом идет сбор и утилизация воды, стекающей со свалки, директор Дегтярев ответил: «Удержать фильтрат действительно тяжело. Мы держим за счет поднятия дамбы, окружающей полигон. У нас утечек почти нет. Бывают, конечно, но мы их быстро устраняем. На этот год приняли решение строить пруд, сборник фильтрата, и ставить на нем очистные сооружения».

Можно представить себе, что на самом деле происходит с зараженной дождевой водой, стекающей со свалки, если даже директор вынужден признавать наличие трудностей.

Сколько влезет миллионов?

Столь интенсивное использование рассчитанного на десятки лет полигона привело к тому, что он заполнился еще в прошлом году. В апреле-июне 2016-го проверку «Нового света – ЭКО» проводил Росприроднадзор. Он нашел несколько нарушений, из которых самое существенное – «превышена не менее чем в шесть раз предусмотренная проектом мощность полигона». То есть мусора на нем уже в шесть раз больше, чем вообще планировалось разместить изначально! По закону полигон должен был закрыться и перестать принимать новые машины с мусором.

Росприроднадзор подал на полигон в арбитражный суд. «Новый свет – ЭКО» нарушения признал, и арбитраж определил для него штраф всего в 100 тыс. руб. Но даже эти деньги полигону платить не пришлось: спешно был разработан проект увеличения мощности полигона. Проект прошел общественные слушания «методом опросных листов» (то есть никаких слушаний не было, и кто те люди, что якобы заполняли опросные листы, неизвестно), а затем мгновенно пролетел через государственную экологическую экспертизу.

И вот уже Росприроднадзор пишет в своем ответе активисту, что решение арбитражного суда против полигона более не актуально – ведь теперь его проектная мощность увеличена на 2,8 млн тонн, до 10,5 млн тонн.

Заметим, что в территориальной схеме очистки Ленобласти, принятой в ноябре 2016-го, то есть за месяц до утверждения экспертизы по полигону, все еще указана его старая проектная мощность – 7 млн 250 тыс. тонн, и он нарисован в ней полностью забитым. (Жители считают, что реально на полигоне уже сейчас хранится 10–12 млн тонн мусора.)

Обратите внимание на этот хитрый финт: первоначально, в начале 2000-х, мы проводим исследования и устанавливаем, что «Новый свет – ЭКО» мог бы безопасно хранить 7 млн тонн. Если бы мог больше, то мы наверняка сразу написали бы больше. А когда полигон заполнился, произвольно увеличиваем эту цифру до 10. Что, мусор за прошедшие десять лет стал менее вредным и опасным? Или стал занимать меньший объем и его можно сильнее утрамбовать?


Почему это полигон, рассчитанный на 7 млн тонн, вдруг может принять 10?


Ответ прост: потому что больше некуда девать питерский мусор. Теперь на ближайшие два-три года проблема «решена». За счет здоровья гатчинцев. А потом проектную мощность «Нового света – ЭКО» можно увеличивать и дальше. Хотя значительно разумнее объявить конкурс на разработку грамотной схемы очистки, подобрать новые места для полигонов, продумать организацию раздельного сбора.

Только раздельный сбор!

Жители с таким положением дел мириться не согласны. Они понимают, что введение раздельного сбора мусора на две простые фракции – мокрую и сухую – приведет к тому, что отходов станет в разы меньше: возникнут перерабатывающие предприятия, которые будут покупать мусор. Но для этого нужна воля двух губернаторов – города и области.

На то, что решение мусорного вопроса лежит вовсе не в самой Гатчине, намекал собравшимся и директор Евгений Дегтярев. «Когда свалка будет закрыта?» – «Да, объект тяжелый, сложный. Решит власть – мы подчинимся любому решению».