Деньги дольщиков догорают в каминах
Cледствие и суд не хотят искать организаторов двойных продаж квартир в элитном доме.
В Петроградском суде рассматривается дело по обвинению бывшего директора компании «Спецстройинвест» Дмитрия Стадника в хищении денег дольщиков «Дома с каминами» на пр. Маршала Жукова, 54, к. 6. Пострадавшие от двойных продаж считают, что скамья подсудимых слишком просторна для одного Стадника и что на ней надо разместить еще трех-четырех подсудимых, которые в данный момент являются свидетелями.
«Дом с каминами» – знаменитый долгострой, тянувшийся еще с 90-х годов и лишь в 2014-м окончательно сданный в эксплуатацию. В нулевые годы привлечением средств в строительство занималось ООО «Спецстройинвест»: оно продавало квартиры и обслуживало кредиты, а непосредственно строительством занималась компания «Монолит-Кировстрой».
Гендиректором ООО «Спецстройинвест» был Дмитрий Стадник, ныне единственный подсудимый по делу о мошенничестве. Как утверждает обвинение, Стадник то ли растратил, то ли похитил деньги покупателей пяти квартир и одного нежилого помещения.
Обманутые дольщики не могут понять, почему обвинение ограничилось только пятью квартирами, так как на самом деле с двойными продажами столкнулось человек сорок.
Стадник признался, что он приказывал главному бухгалтеру не вносить часть денег, полученных от покупателей наличными, на счет компании и тратил их на собственные нужды – не то расплачивался с подрядчиками, не то просто присваивал. Эти покупатели не вносились в реестр будущих собственников квартир.
В 2011 г. Спецстройинвест оказался на грани банкротства. Тогда права на все еще не проданные квартиры эта компания передала застройщику – «Монолит-Кировстрой». Те собственники будущих квартир, чьи деньги растратил Стадник, в реестр не вошли, и впоследствии их квартиры были проданы повторно.
В том же 2011 году сам «Монолит» был продан компании «Компакт», принадлежащей выходцу из «Метростроя» Клименти Касрадзе.
Когда в 2014-м дом наконец был достроен и сдан, покупатели, заплатившие свои деньги еще в нулевые, обнаружили, что их квартиры проданы новыми владельцами «Монолита» новым собственникам, и стали обращаться с исками к ООО «Спецстройинвест» – той компании, с которой они заключали договор. Но Спецстройинвест уже никакого отношения к «Дому с каминами» не имел, и получить с него было нечего – компания сейчас проходит процедуру банкротства.
Клименти Касрадзе // Фото: kompakt-spb.ru
Было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, обвиняемым оказался один лишь бывший директор Спецстройинвеста Дмитрий Стадник. Он вину признал и согласился на особый порядок рассмотрения дела. Если бы суд пошел по этому пути, то обманутые дольщики окончательно остались бы у разбитого корыта: ни у Спецстройинвеста, ни у Стадника нет денег, чтобы вернуть им похищенное.
Тогда потерпевшие потребовали, чтобы дело слушалось в обычном порядке – чтобы собрать как можно больше доказательств вины иных лиц и потребовать возбуждения уголовного дела также против них. Кто же эти иные лица?
Скромный бухгалтер и слепой банкир
Первой в очереди можно считать главного бухгалтера Спецстройинвеста Елену Шелякову. На заседании 2 марта она подтвердила свои показания, данные на следствии, о том, что была осведомлена о противоправных действиях Стадника. Директор прямо давал ей указания не приходовать часть наличных средств, поступавших от дольщиков, что является незаконным действием и с его, и с ее стороны. Более того, она знала, что Стадник брал эти деньги из сейфа без всяких расписок и на что-то тратил.
Шелякова неоднократно спрашивала у Стадника, как понимать его действия; на протяжении нескольких лет он якобы обещал ей, что «вот-вот предоставит» необходимые документы о расходовании средств. Обманутым дольщикам непонятно, почему Шелякова не обратилась по этому поводу в правоохранительные органы – и почему теперь она выступает свидетелем, а не подсудимой.
Шелякова могла сообщить о растратах Дмитрию Сергееву, который, судя по ее показаниям, реально руководил работой Спецстройинвеста. Сергеев – одноклассник Стадника, принимал на работу и саму Шелякову. Являясь основным владельцем Спецстройинвеста, работал в банках – сначала в Телекомбанке, затем в банке «Возрождение». Кредитные линии Спецстройинвеста передвигались вслед за Сергеевым, также из Телекомбанка в «Возрождение». То есть фактически все важные решения по Спецстройинвесту принимал Сергеев.
По словам Шеляковой, Сергеев лично руководил работой Спецстройинвеста – проводил совещания, занимался кадровой политикой. Когда стали падать продажи будущих квартир, он регулярно требовал отчета о каждом новом дольщике.
Потерпевшие полагают, что Сергеев был в курсе противоправных действий Стадника – а возможно, и руководил им в этом деле.
Дмитрий Сергеев в своих показаниях утверждает, что ничего о хищениях не знал. А то, что на некоторых договорах дольщиков, чьи квартиры впоследствии были проданы повторно, стоит подпись Сергеева, он объясняет тем, что подписывал не разбираясь. Это противоречит показаниям Шеляковой, которая утверждает, что Сергеев вникал во все детали работы Спецстройинвеста и следил за динамикой продаж. Мог ли он не обратить внимания на то, что договор с дольщиком есть – а денег от него якобы не поступило?
Для дольщиков выдвижение обвинения против Сергеева имеет принципиальное значение – ведь он, в отличие от якобы нищего Стадника, должен быть человеком богатым, и тогда они получат возможность вернуть хотя бы часть похищенных у них средств.
Неотправленное письмо и экстренные продажи
Еще одним кандидатом на скамью подсудимых дольщики считают бывшего директора «Монолита» Александра Столярова. У них есть документ, выявляющий осведомленность Столярова о двойных продажах: это письмо от «Монолита» в Стройкомитет. В этом письме за подписью Столярова содержится список дольщиков «Дома с каминами». Есть в этом списке и дольщики, чьи деньги расхитил Стадник. Значит, Столяров знал, что эти квартиры уже проданы?
Интересно, что данное письмо так и не отправлено в Комитет по строительству, однако завизировано у нотариуса. На прошедшем заседании представитель потерпевшего дольщика Карпушина ходатайствовал у суда истребовать оригинал письма у нотариуса, чтобы приобщить его к делу. Суд данное ходатайство почему-то не удовлетворил. Возникает вопрос: почему судья Петроградского суда Тельнова так торопится осудить все признавшего Стадника? Ведь тогда дольщики окончательно потеряют шанс вернуть свои деньги.
Наконец, дольщики подозревают в причастности к этой истории и нынешнего гендиректора «Монолит-Кировстроя» Мераби Тодуа.
Тодуа купил нежилое помещение и квартиру, которые сейчас проходят по делу Стадника как дважды проданные, уже в июне и августе 2015 года соответственно. Купил у компании, в которой сам является гендиректором! На тот момент обманутые дольщики уже судились со Спецстройинвестом, например вышеупомянутый Карпушин свой иск подал в мае 2015-го. Неужели Тодуа не был осведомлен, что у данной недвижимости уже есть законные владельцы? А если был осведомлен, то почему быстро продал ее самому себе, чтобы законные владельцы не успели через суд оформить право собственности? Тодуа проходит по делу опять же лишь свидетелем.
Если дольщикам не удастся убедить суд и следственные органы, чтобы те заинтересовались возможными подельниками Стадника, они потеряют всякую возможность вернуть свои деньги. Стадник, очевидно согласившийся на роль козла отпущения, получит небольшой срок, а также, как представляется, некоторую компенсацию от бенефециаров аферы «Дома с каминами». Которые продолжат строить дома и выдавать кредиты для новых дольщиков.