Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Что ты сделал для революции?

4 апреля 2017 10:37 / Культура

К столетию событий 1917-18 гг. музейщики ищут новые подходы к вовлечению аудитории

Пока официальная государственная идеология стремится придать отечественной истории формат строгой вертикали, российские музеи (вслед за мировыми) все чаще отказываются от прямой оценки и трактовки событий прошлого. Создатели и хранители музеев и выставок единодушны: главная ценность, которую современный человек может вынести из посещения любой исторической экспозиции – это не знания (большую их часть можно найти в интернете), а эмоции. Именно они, в эпоху информационной перегрузки могут служить гарантией того, что интерес к теме не пропадет вместе с выходом за порог музея.

Как это выглядит на практике? От использования в исторических экспозициях личных вещей и частных историй вплоть до отказа от информационных табличек, которые «разжевывают» и упрощают увиденное.

Личное вовлечение особенно важно в таких болезненных и противоречивых эпизодах, как революция в России. О том, как события столетней давности отражаются в сегодняшних музейных экспозициях, в конце марта говорили на круглом столе в Красноярске. Дискуссия стала первым мероприятием проекта «Музей в революции/Революция в музее». Автор идеи – петербургский историк Юлия Кантор при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина собрала за одним столом музейщиков, историков и журналистов из разных регионов.

Пресс-конференция накануне круглого стола в Красноярском краеведческом музее// Фото: kkkm.ru

C помощью участников мероприятия «Новая» начинает ревизию музейных трендов к юбилею революции в России (и не только).

На звук и запах

Свою обновленную постоянную экспозицию «Человек и власть в России в XIX – XXI столетиях» Государственный музей политической истории России представил еще в 2013-м году, однако, по замыслу музейщиков, выставка представляет собой «живой организм», который трансформируется вместе с посетителями. 

«Мы исходим их того, что революция это единый многогранный процесс», – поясняет научную концепцию следующей постоянной экспозиции «Революция в России. 1917-1922» (2015 г.) заведующий Отделом научно-экспозиционного проектирования Александр Калмыков.

Она является презентацией «альтернативной истории», но «альтернативной» не в том смысле, каком ее понимают некоторые популисты от исторической науки. «Революция вобрала в себя тысячи имен и событий, и для разных людей каждое из них имеет свою позитивную или негативную окраску, в зависимости от угла зрения», – продолжает Калмыков.

Подготовка этих экспозиций заняла у музейщиков около 15 лет. За это время были записаны десятки интервью (в том числе и с непосредственными современниками революции), подняты уникальные архивы, а внешний вид экспозиции несколько раз начинали разрабатывать с нуля. Как результат – в залах особняков Кшесинской и барона Бранта, где располагается музейная экспозиция с 1957 года, сегодня нет ни одного экспоната, который не содержал бы в себе целого множества различных трактовок. Другая особенность современного музея – некоторые экспонаты (например, даже оружие!) можно трогать руками. 

За передачу «духа эпохи» в музее Политистории отвечают не только физические предметы, но и звуки. Для того, чтобы музей начал «звучать», его сотрудниками была разработана аудио-программа звуков гражданской войны, записаны песни как «белых», так и «красных» с их первоначальными текстами. А среди пока еще не реализованных ноу-хау остаются музейные... запахи – сегодня в ГМПИ не отказываются от возможности передачи исторического контекста на уровне обоняния.

Экспозиция Музея политической истории России // Фото: polithistory.ru

«Ерунда какая-то происходит...»

Тенденцию обращения к частным историям продолжает дневник гимназистки Кати Гайдукович, хранящийся в фондах Красноярского краеведческого музея. Свои записки молодая девушка делала в феврале 1917-го по февраль 1918-го гг. На страницах дневника учеба, походы в кино и на вечеринки, романтические переживания соседствуют с размышлениями о политике и государственном устройстве. Причем последнему 16-летняя Катя уделяет сравнительно меньше внимания.

«Впечатления от праздника в гимназии накладываются у девушки на октябрьский переворот, да так, что понять о чем конкретно идет речь довольно трудно, – рассказывает старший научный сотрудник Красноярского краеведческого музея Илья Куклинский. – Но дневник важен не с точки зрения фактов – с его помощью мы можем проследить, какое отражение находили революционные процессы в умах большинства молодых современников».

Дневник Кати Гайдукович в этом году был впервые представлен широкой публике, несмотря на то, что его машинописная копия была передана в музей дочерью автора еще в конце 60-х. Сегодня цитатами из дневника оформили выставку к 100-летию Революции на пароходе-музее «Св. Николай», находящемся на вечной стоянке на набережной Енисея. Эмоциональные воспоминания Кати Гайдукович заменили здесь традиционные информационные стенды.

Экспозиция парохода «Св. Николай» // Фото: krskplus.ru

«На законе божьем начали спорить о политике. Наши эсерки и кадетки напали на нас. Я не хотела сдаться, но и говорить не могла, так как мне буквально не давали рта открыть» – жалуется девушка 9 ноября 1917 года. А на следующий день продолжает: «Не учимся. Ерунда какая-то происходит: то ученики бастуют, то учителя из-за выборов прекращают занятия».

По словам Ильи Куклинского, cегодня инициативная группа занимается поиском средств на издание дневника в виде печатной книги и электронного «лонгрида». Как не странно, этому противодействуют потомки автора: внучка Екатерины Гайдукович до сих пор не дала разрешение на то, чтобы полная версия воспоминаний стала достоянием общественности.

Кофе с Лениным

Единого мнения о событиях столетней давности нет и в обществе наших северных соседей – Финляндии. Не случайно проходящую в Хельсинки выставку «Маннергейм – жизнь великого человека» не оставляют без внимания вандалы. «Главная проблема для финнов – как объективно рассказывать об обретении независимости. – объясняет ученый секретарь Выборгского объединенного музея-заповедника Юлия Мошник. – Для большинство местных музейщиков, безусловно, это триумф».

Летом прошлого года в городе Тампере после реконструкции возобновил работу Музей Ленина – первый музей вождя революции, открытый в 1926-м году за пределами СССР. Как и прежде, экспозиция расположена в здании, где в 1905 году впервые встретились Ленин и Сталин.

Реконструкция музея проводилась при непосредственном участии местных жителей: в 2014 году администрация Тампере обратилась к горожанам с вопросом, что бы они сами хотели увидеть в здании бывшего Доме Рабочих. «Коллективный разум» произвел на свет следующую фабулу: если именно здесь прошла первая встреча будущих руководителей Советского Союза, то тогда Тампере и стоит считать колыбелью СССР. Таким образом, к моменту «перезапуска» Museo Lenin превратился в музей истории СССР, где сегодня можно сделать селфи или выпить кофе с вождем мирового пролетариата. 

Музей Ленина в Тампере // Фото: lenin.fi

Все мероприятия, которые проводятся в стране Суоми к юбилейной дате, размещены на официальном сайте проекта «Museo 100» (русской версии, правда, у него нет). Среди прочего – интерактивная экскурсия по городу Вааса, ставшем столицей белого движения во время гражданской войны. Проект получил название «Сине-белая Вааса Анне» – в честь молодой девушки Анне Мендален, чьими дневниковыми записями 1917-18 гг. сопровождается пешеходный маршрут. 

Еще один интерактивный проект выполнен по инициативе Художественного музея города Лаппеенранты. Главными героями здесь выступают два знаменитых финна – художник Вяйне Куннас и композитор Тойво Куула. Известно, что оба находились в Выборге в разгар гражданской войны и позже описывали эти трагические события в своих воспоминаниях. А вот факта личной встречи двух творцов история не сохранила, поэтому финские музейщики предлагают всем желающим пофантазировать на эту тему.

А самая главная экспозиция юбилейного года в Национальном музее Финляндии только готовится к открытию в июне. Известно, что центральное место в ней займут предметы, связанные с жизнью простых людей – свидетелей исторических событий.

***

Официальным символом проекта «Революция в музее. Музей в революции» стала расколотая надвое фотография из фондов Красноярского краеведческого музея. Участники круглого стола признаются – при всей креативности озвученных подходов, музейное сообщество России крайне консервативно, и, что самое тревожное, – до сих пор поделено на условных «красных» и «белых». Поэтому, одна из задач дискуссионного проекта – разговаривая о прошлом, говорить еще и о будущем. Делать это продолжат летом и осенью на мероприятиях в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

Продолжение следует...