Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Изъять из истории

13 апреля 2017 18:00 / Общество

Сотрудники Эрмитажа считают, что в музее работает проверочная комиссия, которая зачищает память о неприятном эпизоде советского прошлого – распродаже музейных экспонатов за границу.

С тех пор, как директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский публично высказался против передачи Исаакия РПЦ, его вотчину буквально сотрясают проверки (мы не утверждаем, что эти события связаны, но по времени они совпадают).

Об одном из рейдов УФСБ «Новая» уже писала. Еще один случился в конце марта: формально под эгидой Министерства культуры, однако от сотрудников музея никто особенно не скрывал, что работу в архивах Эрмитажа ведут силовики. Как стало известно, предметом интереса на этот раз оказались документы, посвященные «сталинским распродажам» в 1920–30-е гг. Из эрмитажных киосков были убраны каталоги утраченных предметов искусства, а из хранилищ – изъяты и вывезены в неизвестном направлении все архивные документы на эту тему.

Первым на происходящее обратил внимание старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Алексей Ларионов.


«Насколько я знаю, аналогичные спецоперации прошли также в некоторых московских музеях, в частности в ГМИИ им. Пушкина и в Историческом музее. Там, говорят, доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц их сброшюрованных дел», – написал он у себя в фейсбуке.


В разговоре с «Новой» Ларионов подтвердил, что информация об изъятии каталогов и архивов была доведена до сотрудников на одном из общих собраний.

«Убрать книги из продажи – это еще не так страшно, в конце концов они теперь обязательно появятся в интернете, – прокомментировал Ларионов. – Пугает то, что уничтожаются архивы. Мне кажется, такого прецедента в нашей современной истории еще не было».

Картина Боттичелли «Поклонение волхвов» была продана коллекционеру из США за 838 тыс. долларов

О действиях советской власти по продаже предметов искусства из Эрмитажа и других музеев страны стало известно в начале 90-х. Для привлечения иностранной валюты на нужды индустриализации с молотка ушли сотни предметов искусства, включая полотна Рафаэля, Рембрандта и Тициана. Восьмитомный каталог утраченных ценностей был составлен под руководством заместителя заведующей отдела рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа Елены Соломахи.

Сама Елена Юрьевна комментировать происходящее отказалась. «Как только у нас появится дополнительная информация, будем говорить», – ответила она «Новой».

Не смог прояснить ситуацию и экс-директор Госархива Сергей Мироненко: «Я это комментировать не буду, но, по-моему, там дело совсем в другом... Звоните лучше руководству Эрмитажа».

В самом музее информацию об изъятии книг и документов опровергли: 

«Не существует никаких официальных запретов на публикацию архивных материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, как не существует и решения некой «комиссии», упоминаемой пользователем социальной сети, об изъятии книг из серии «Страницы истории Эрмитажа». В настоящее время в Государственном Эрмитаже ведется работа по совершенствованию системы архивного хранения всех документов в соответствии с действующим законодательством. Эта работа осуществляется в русле государственной политики и решений Президента Российской Федерации в этой области».

Здесь, вероятно, стоит обратить внимание на то, что не существует официальных запретов и решений. После публикации этого заявления Эрмитажа мы снова связались с Алексеем Ларионовым, и он ответил: «Книги из продажи изъяли, ссылки на эти сборники из готовящихся публикаций велели выбросить, документы из архива вывезли. Это они не отрицают? Может быть, это такая работа по «усовершенствованию системы хранения», но довольно необычная, правда?»