Место «Встреч» изменить нельзя
В Петербурге на сцене Балтийского дома завершился ХIХ международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии «Встречи в России».
Его программа была до предела насыщена разными уникальными событиями. В ней участвовали коллективы из 13 стран постсоветского пространства. Но престижный форум запомнился не только этим.
«Вся власть театру!»
Именно эти слова стали девизом фестиваля, открытие которого предварил учредительный съезд Ассоциации деятелей русских театров. Подобная общественная организация создается в отечественной культуре впервые. Ее цель – консолидация русскоязычных театральных коллективов всего мира. О том, что идея овладела массами, говорит хотя бы география участников съезда, на котором присутствовали представители из 18 стран. Как и положено, был принят устав ассоциации, избрано ее правление и попечительский совет. Председателем правления стал директор Тбилисского русского театра имени Грибоедова Николай Свентицкий. Кстати, именно он получил перед открытием фестиваля из рук Олега Басилашвили премию имени Кирилла Лаврова, которой был награжден его коллектив за развитие международного культурного сотрудничества.
Еще одним открывающим аккордом «Встреч» стала презентация традиционной образовательной программы. Публике представили конкретный «творческий продукт». В честь 100-летия Великой русской революций молодые артисты из театров Грузии, Казахстана, Узбекистана и Приднестровья под руководством Игоря Качаева в течение недели подготовили музыкально-пластическую версию пьесы Владимира Маяковского «Мистерия-буфф» с использованием музыки Сергея Курёхина.
Постановка во многом экспериментальная, хотя бы уже потому, что ее премьеру молодые артисты сыграли в нижнем фойе здания Балтийского дома, где традиционно располагается гардероб.
«Возникновение в программе нынешнего фестиваля драматургии Владимира Маяковского неслучайно, – прокомментировал премьеру генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. – «Встречи в России» было решено оформить в стилистике раннего советского авангарда. И слоган мы придумали – «Вся власть театру!», и фирменный стиль и цвет выбрали соответствующий. Фестиваль-2017 – в ярко-красных тонах, которые обращены к миру соответствующих визуальных образов». Впрочем, в фестивальной программе присутствовали и другие краски театрального мира.
Все краски жизни и сцены
Реальность по-своему корректировала восприятие показанного и увиденного на разных площадках Балтийского дома. Камерное пространство, в котором игралась почти половина спектаклей, не означало малости эмоций, накрывавших зрителей. Даже если речь об обыкновенном выяснении отношений в семейном кругу («Ледяные картины» Тбилисского русского драматического театра имени Грибоедова), между дедом и внучкой («Ночь для Евы» Русского театра Эстонии) или в кругу друзей («Навсегда-навсегда», Донецкий музыкально-драматический театр). И дело даже не в том, что теракт в петербургском метро, случившийся в самый канун фестиваля, фактически перенастроил его эмоциональный фон. А в том, что информационное пространство вокруг жизни актеров на сцене было буквально пронизано трагическими флюидами тревожных новостей. И это обстоятельство, в свою очередь, резонировало с тем, что происходило на сцене.
Мир театра являлся зрителям своими драматическими сторонами. И в виде жесткой и жестокой притчи Брехта «Добрый человек из Сезуана», сыгранной труппой Рижского русского театра имени Михаила Чехова, и в виде треш-драмы «Пробуждение», поставленной Сергеем Потаповым с артистами Русского театра драмы имени Горького (Астана). Последний спектакль вызвал в кулуарах фестиваля бурные дискуссии о пределах исповедального психологического реализма на подмостках, когда драма беспомощного и уходящего из жизни старика сыграна буквально перед первым рядом зрителей, сидящих во время спектакля не в зале, а на большой сцене Балтийского дома. А за ней, как естественная декорация, чернотой пустого пространства буквально давил тот самый зрительный зал.
Куклы как люди
Попыткой спасения от трагического хода окружающей действительности в фестивальной программе оказались спектакли с участием кукол. Таков был эффектный «Гамлет», решенный Могилевским театром кукол как дерзкий «трагифарш», в котором люди напоминали марионеток, ставших главными персонажами спектакля. И рядом в фестивальной афише – библейская импровизация «Иона», сыгранная артистами Ереванского театра кукол…в отсутствие кукол.
Куклы тем не менее взяли свое. Случилось это в лихом спектакле «Кукловод» Вильнюсского молодежного театра «Арлекин», когда вдруг публика увидела вполне трагический сюжет «Отелло», с иронией разыгранный на сцене в обстановке закулисья… кукольного же театра. Стремительный темп передвижения участников интриги, казалось, не оставлял времени для раздумий, но вдруг возникающие паузы опрокидывали впечатления в сторону реальности, поджидающей аудиторию за стенами театра-фестиваля «Балтийский дом».
«Для веселья нам даны…»
В нынешней программе «Встреч» по ведомству комедии проходила только постановка «Безумной день» Бомарше в исполнении Казанского русского большого драматического театра имени Качалова. Праздничность сего театрального зрелища предопределялась не только очевидно «костюмно-музыкальной» аранжировкой легендарного текста, но и режиссурой спектакля, явно ориентированной на позитив.
Даже там, где он мог вырасти из сценических парадоксов пьесы Ануя «Оркестр» (Бишкекский драматический театр имени А. Умуралиева), там сарказм и ирония на темы гендерных коллизий сменялись исповедальными эпизодами на тему человеческого счастья или несчастья. Публика, естественно, смеялась там, где не смеяться просто нельзя. Но у подобного смеха был горьковатый привкус реальности.
До новых «Встреч»!
Фестиваль завершен. Спектакли сыграны. Зрители разошлись в раздумьях и переживаниях. Следующие «Встречи в России» будут уже юбилейными, двадцатыми по счету. Когда? Ответ ясен: через год, когда наступит весна. В то же время и в том же месте.
Сергей ИЛЬЧЕНКО