Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Завлаб еще «немножко шил»

11 мая 2017 15:45 / Общество

Разбираясь в истории с жалобами обиженных преподавателей, «Новая» обнаружила, что лаборатории одного из ведущих вузов страны – Политехнического университета – погрязли в коррупции.

Президент заведующему не указ

«У преподавателей отнимают деньги», – пожаловался «Новой» доцент кафедры инженерной графики и дизайна Владимир Лаптев. За свою активность Владимир Владимирович, кандидат искусствоведческих наук, знаток истории графического дизайна и автор нескольких монографий, едва не остался без работы.

В мае 2012 года Владимир Путин подписал ряд указов, согласно одному из которых работники сферы образования к 2018 году должны были бы зарабатывать в полтора раза больше, чем в 2012-м. Пять лет этот вопрос не очень занимал профильные ведомства, а скромные повышения окладов съедала инфляция. Но к дедлайну, который совпадает с выборами президента, началось шевеление. Так, в Политехническом университете ректор Андрей Рудской в конце 2016 года выписал преподавателям премию в 80 тысяч рублей, что, конечно, сразу улучшило средние показатели.

Но не успела профессура с кафедры инженерной графики и дизайна потратить эти премии, как завкафедрой Владимир Иванов настоятельно попросил вернуть деньги, некоторых сотрудников – почти целиком. «Я этой премии от ректора добивался, так что делитесь», – передает слова начальника доцент Лаптев. Намерения Иванова «Новой» подтвердили еще три преподавателя кафедры, а затем и сам Иванов. И преподавателям, и корреспонденту «Новой» завкафедрой объяснил, что не собирался класть премии себе в карман.


Система распределения денег на кафедрах в российских вузах весьма субъективна. Завкафедрой в этой системе – царь и бог.


В Политехническом университете, помимо оклада, закрепленного за каждым преподавателем, существует кафедральная надбавка. Размер последней в несколько раз может превосходить размер оклада. Но точный размер надбавки в рублях не прописан ни в одном документе – он оговаривается лично с преподавателем при его трудоустройстве. В Политехе, кроме преподавателей, надбавку раньше получал и учебно-вспомогательный персонал (УВП). Но когда надбавки для них упразднили, лаборанты, помощники, секретари и прочие остались на голом окладе. Для них-то, обедневших, Иванов якобы и собирал деньги.

Дело доброе, можно и помочь, но – добровольно и по личной договоренности с нуждающимися, говорят преподаватели. На заседании 15 декабря 2016 г. все преподаватели кафедры проголосовали за следующее решение: «Кафедра решительно осуждает любые формы давления и любые насильственные просьбы о перераспределении выписанных на преподавателей или сотрудников средств, за исключением случаев, когда это делается абсолютно добровольно». А полмиллиона рублей, которые Иванов планировал собрать с подопечных, на пять-восемь сотрудников УВП по меркам Политеха чрезмерно много.

Владимир Иванов // Фото: design.spbstu.ru

Кроме того, преподавателей напрягало и то, что у завкафедрой репутация любителя зарубежных командировок. США, Австралия, Чили, Япония – в рабочих поездках он объездил полсвета. Соглашений о сотрудничестве с ведущими вузами этих стран профессор физико-математических наук Иванов обычно не привозил, но по удивительному совпадению после каждой поездки начальника за границу преподаватели оставались без кафедральной надбавки.

После анонимок на имя ректора Владимир Иванов на передаче денег настаивать перестал. Правда, к тому времени некоторые уже вернули кто часть, а кто и всю сумму целиком. Тем более что, по информации «Новой», начальство припугнуло приближающимся конкурсом на замещение вакантных должностей на кафедре. Некоторые преподаватели даже отменили встречу с нашим корреспондентом всего через пару часов после того, как ее назначили.

Присосался к госимуществу

История могла бы закончиться почти ничем, если бы один из преподавателей кафедры инженерной графики и дизайна не обмолвился, что их начальник якобы зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Без лишних усилий мы обнаружили, что Владимир Михайлович Иванов действительно неплохой бизнесмен. Причем коллеги явно его недооценили.

Индивидуальным предпринимателем Иванов не является, зато руководит сразу двумя компаниями: ООО «БИК 3D» и ООО «Академия дизайна». Название последней созвучно названию лаборатории при кафедре, которой руководит Иванов: «Лаборатория дизайна». В ней студенты находят практическое применение своим знаниям. Например, создавая 3D-модели объектов. «Новая» заглянула в контракты компании «Академия дизайна» Владимира Иванова и – ну надо же! – обнаружила три контракта на общую сумму 3,5 млн рублей, предполагающих изготовление 3D-моделей для трех государственных учреждений. Заказчиками были Санкт-Петербургская библиотека для слепых, ЦПКиО им. Кирова и Дарвиновский музей (Москва).

Профессор, владеющий двумя компаниями, – редкость, но ничего противозаконного лишь в этом нет. Велел же Дмитрий Медведев жадным до денег учителям идти в бизнес. Порадовавшись за профессора, «Новая» связалась с бывшим сотрудником лаборатории дизайна (не путать с академией), чтобы узнать, над какими проектами там работают. По его просьбе мы не раскрываем его имени. «В 2015–2016 гг. мы работали над проектом, включавшим 12 3D-моделей», он перечисляет их все по очереди, но не может вспомнить последний. «Сфинкс?» – подсказываем мы. – «Точно!» Догадаться нетрудно, ведь в это время перед корреспондентом «Новой» лежал контракт, который заключила «Академия дизайна» с Библиотекой для слепых. Ту же процедуру мы повторили и с двумя другими контрактами – заказы полностью совпадали. Ни в одном из контрактов фирмы название Политехнического университета не фигурировало.


Проще говоря, Владимир Михайлович использовал лабораторию университета с ее казенным оборудованием как производственное помещение собственной компании, а сотрудников лаборатории – как исполнителей госконтрактов, которые заключала его компания.


Сами сотрудники, конечно, не знали, что работают не на университет, а лично на Иванова. При этом зарплату от фирмы «Академия дизайна», по словам экс-лаборанта, он не получал – только от университета.

Завкафедрой Иванов не стал отнекиваться, более того, он уверен, что его деятельность приносит благо университету. «Студенты, которые практикуются в лаборатории, имеют возможность выполнять реальные заказы от реальных заказчиков. Это очень ценный опыт», – говорит он. Владимир Михайлович настаивает, что заработанные деньги распределялись между всеми, кто работал над проектом. Правда, в каком соотношении, раскрывать не стал, сославшись на коммерческую тайну. «Для руководства Политехнического университета контракты на один-два миллиона – мелочь, которой он даже не станет заниматься. Поэтому и понадобилась компания «Академия дизайна», – объяснил Иванов, почему нельзя устроить более прозрачную коммерческую схему с участием университета. (Позднее проректор Владимир Глухов в ответе на наш запрос указал, что за последние три года контракты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ менее чем на два миллиона рублей составляют 73% от всех контрактов).

В руководстве вуза оправдывать профессора не стали, но сказали, что им нужна неделя для служебной проверки. На это время они якобы отстранили от работы Владимира Иванова. Правда, на кафедре отстранения не заметили: «Иванов (будто бы отстраненный) поехал в командировку в Мадрид. А нам опять задержали зарплату (в смысле кафедральную надбавку)» – такое грустное письмо получила «Новая газета».

В редакцию позднее поступил «протокол заседания комиссии по служебной проверке по запросу «Новой газеты». «Приговор» Иванову оказался довольно беззубый: дисциплинарная ответственность и штраф за «использование оборудования СПбПУ без заключения договора аренды» (231 тысяча 750 рублей). Это даже не десятая часть тех денег, которые получил Иванов от госучреждений. Проректор Глухов заявил, что администрация вуза не была в курсе самодеятельности Иванова, и поблагодарил редакцию за эту информацию. Из его слов следует, что Иванов действовал незаконно, но материальная компенсация сгладит нанесенный ущерб.

Проректор СПбГПУ Владимир Глухов // Фото: ria.ru

По данным «Новой газеты», еще как минимум шесть сотрудников Политехнического университета причастны к компаниям, профильная деятельность которых очень близка к тому, чем занимаются их лаборатории. В отличие от компании Владимира Иванова, остальные фирмы не заключали госконтрактов, так что их деятельность невозможно отследить по открытым источникам. Тем не менее редакция «Новой газеты» призывает руководителей Политехнического университета присмотреться к деятельности лабораторий молекулярной нейродегенерации, композиционных материалов, медицинской ультразвуковой аппаратуры и связанным с ними компаниям. Ни у одной из аффилированных с вузом компаний нет сайта. Офисы этих фирм, как и в случае с Ивановым, располагаются в жилых помещениях, причем в некоторых случаях делят комнаты еще с несколькими юрлицами.