Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Чем больше жалоб, тем сложнее не работать

15 мая 2017 10:20 / Общество

Граждане сообщают о городских проблемах, а власти ищут лазейки, чтобы на них не реагировать

Чиновники районных администраций перестали реагировать на жалобы, которые приходят по электронной почте, и требуют обращаться только через интернет-приемную. Делать это неудобно, долго, а иногда и нереально.

Движение «Красивый Петербург» через суд потребовало, чтобы чиновники реагировали на жалобы по электронной почте, но получило отказ.

Сервис «Красивый мир», который разработали активисты, стал необычайно популярен: им уже воспользовались более 120 тысяч раз. Сервис автоматически отправляет обращения на адрес электронной почты службы, которая ответственна за непорядок. Люди требуют элементарных вещей: убрать мусор, починить ограждение или упавший дорожный знак, осушить лужу и т. д. То, что пользоваться им легко – сфотографировал на телефон, написал короткое пояснение, нажал «отправить», – упростило жизнь граждан, но добавило работы властям.


С 2015 года районные администрации начали отказываться, а в 2017-м и вовсе перестали рассматривать жалобы, пришедшие по email, требуя заполнять специальную форму в электронной приемной.


«В электронной приемной нельзя копировать и вставлять текст – приходится писать его вручную, заполнять множество ненужных полей, которые не обязательны по закону, – поясняет основатель «Красивого Петербурга» Красимир Врански. – Сложно пользоваться с мобильного устройства. А самое главное – отказ принимать обращения по электронной почте противоречит закону».

Вам шашечки или ехать?

В Приморский районный суд с административным иском обратился Роман Шайхайдаров, координатор «Красивого Петербурга» по Приморскому району. В феврале 2017 г. он сфотографировал кучу бытового мусора в Невском районе и отправил жалобу, которую чиновники отказались рассматривать.

«В тот же день я отправил несколько жалоб. Например, в Дирекцию по организации дорожного движения о сбитой светофорной опоре, в «Водоканал» об открытом люке, – рассказывает Роман. – Они отреагировали и все исправили. А вот администрация мусор убирать отказалась».


Позже активисту отказали и в электронной приемной, потому что фото устарело. И злосчастная куча мусора потонула в бюрократической волоките. Можно представить, сколько таких обойденных вниманием проблем в городе.


Роман обратился в суд, но его иск рассмотрели только в апреле. Администрация Невского района утверждала, что его жалобу оставили без рассмотрения, так как она «не отвечает требованиям закона «Об обращениях граждан». Однако там сказано, что в жалобе должны быть ФИО и адрес электронной почты для направления ответа. Само собой, все это в жалобе было.

Суд решил, что «обращение Шайхайдарова соответствует требованиям закона», – то есть с позицией администрации не согласился, но в иске отказал! Якобы существуют постановления и городского, и районного уровня, из которых следует, что рассматривать нужно лишь жалобы, поступающие через электронную приемную. Что, по мнению адвоката Анны Фоминой из «Команды 29», противоречит закону.

«Региональные нормы могут лишь разъяснять положения федеральных законов, но они не должны их ограничивать, – поясняет Фомина. – Электронная приемная вполне может существовать параллельно, но отказ отвечать на обращения по электронной почте – это ущемление прав граждан».

10 мая Шайхайдаров подал апелляцию на решение Приморского суда. А 11 мая «Красивый Петербург» подал новый иск – об отмене постановления правительства Петербурга в той части, в которой оно противоречит федеральному закону.

«Действия властей в данном случае идут вразрез со здравым смыслом, – считает Красимир Врански. – Если проблематично даже сообщить о проблеме, то это свидетельство серьезного кризиса».