Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Великая стройка никому не нужна?

7 июня 2017 09:21 / Общество

Строительство железной дороги Лосево – Каменногорск – Выборг внешне закончено. Через леса и озера Карельского перешейка, через деревни и поселки, порой вплотную к частным участкам протянуты рельсы. Но поездов почему-то нет. И рельсы уже успели заржаветь.

В 2009 году началась реализация федерального проекта по переносу грузового движения к портам Финского залива Высоцк и Приморск на ветку Бусловская – Выборг – Сосново – Ручьи. Официально причиной этого была необходимость освободить от грузовых составов существовавшую дорогу для скоростных поездов. В 2010-м «Аллегро» запустили, но его рейсы так и сосуществуют с грузовым трафиком, который пока никуда не перенесен.

Для переноса грузового движения была построена новая ветка Лосево – Каменногорск длиной 62 км, произведена реконструкция и расширение (с прокладкой второго пути) участков Каменногорск – Выборг и Сосново – Лосево-1. Стройка велась с многочисленными нарушениями: в 2009 г. ради участка Сосново – Лосево-1 был незаконно вырублен лес в черте заказника «Гряда Вярмянсельккя». Изменения в паспорт заказника, дабы узаконить рубку, вносили задним числом.


Новая дорога поставила крест на мечтах о большом природном парке в центре Карельского перешейка.


Если раньше при всех темпах застройки и рубок большие лесные массивы здесь еще оставались, то после рассечения их железнодорожным полотном охранять стало действительно нечего. В 2012 г. жители Лосево даже пытались установить протестный палаточный лагерь на месте стройки. Но дорогу строили напролом.

Из четырех рассматривавшихся изначально вариантов организации грузового движения был выбран самый затратный

В Лосево над знаменитым порогом возвели новый железнодорожный мост и окружили поселок размашистой путевой инфраструктурой. На участке Каменногорск – Выборг возникли проблемы с владельцами частных домов, оказавшимися на пути у великой стройки. Сначала им предложили выкупную цену в два-три раза ниже рыночной. В итоге участки были изъяты для госнужд, однако соответствующее постановление Правительства РФ было принято, лишь когда стройка подошла вплотную к жилым домам. Некоторые поселки Выборгского района были перерезаны новой дорогой надвое, и жителям приходилось перелезать не только через насыпь, но и через рвы по обеим ее сторонам. Ряд домов лишились выхода к автомобильной дороге.

Апофеозом абсурда стали общественные слушания в поселке Гвардейское в 2012 г., когда представители застройщика простодушно заявили, что у них нет ни положительного заключения экспертизы на проект реконструкции Каменногорск – Выборг, ни разрешения на строительство.


Получалось, что один из самых масштабных объектов области уже три года как строился без разрешительных документов.


Несмотря на это известие, несмотря даже на возбужденные транспортной прокуратурой административные дела и штраф в полмиллиона рублей, работы продолжались. Заключение Главгосэкспертизы проект получил только в 2013 г.

Как мантру, повторяли чиновники всех уровней слова про «федеральный стратегический проект» и «важнейшую общегосударственную задачу» (последнее взято из письма тогдашнего президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина губернатору Ленобласти Александру Дрозденко, который выразил озабоченность по поводу строительства без документов). А еще – что объемы грузопотоков между Россией и Евросоюзом все время растут, и необходимо выделить для них отдельный обходной путь. На участке Лосево – Каменногорск обещали пустить и пригородные пассажирские составы. Пожалуй, это единственное, что утешало. Хотя и тут были сомнения: на фоне повсеместного сокращения пригородных поездов будет ли резон пускать на столь малообитаемом направлении регулярные электрички? А если все сведется к двум вагонам по четным дням, то зачем ради них строить столь монументальные платформы, как в Лосево?

Растущие грузопотоки между Россией и Европой планировали исходя из ситуации 2006 года. Тогда действительно наблюдался небывалый экономический рост. И соответственно, рост импорта. Этим же техническим обоснованием (ТО) РЖД и Минтранс руководствовались в 2009 г., когда были начаты работы, хотя в стране уже вовсю хозяйничал кризис 2008 года. Объемы импорта резко упали, грузопоток тоже. В 2009-м прогнозы оставались неутешительными, да и за все последующие годы перевозки и близко не приближались к показателям ТО. Но дорогу упорно строили, продолжая осваивать гигантские бюджетные средства наперекор здравому смыслу и протестам общественности.

Дома в ряде поселков Ленобласти оказались отрезанными от автодороги – единственной связи с внешним миром

Локализованные на трассе строительства ж/д археологические памятники эпохи каменного века – стоянки Боровское-1 и Боровское-2 – были уничтожены

«Новая» попросила прокомментировать ситуацию с дорогой, обратившись во все причастные к ней ведомства: Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), филиал ОАО «РЖД» – «Октябрьскую железную дорогу», зампреда правительства Ленобласти по строительству, Управление транспорта ЛО. Прежде всего нас интересовало, когда дорогу введут в эксплуатацию, когда по ней реально пойдут поезда и насколько интенсивный планируется трафик. Кроме того, мы спрашивали, когда завершатся все работы (в Лосево строительство станции новой ветки заморожено как минимум год назад), на каких еще участках есть незавершенка и почему не удалось все закончить, как обещали, в 2015 году. Ну и наконец, мы позволили себе неделикатный вопрос о деньгах: сколько в итоге стоило строительство и насколько увеличилась стоимость относительно первоначальной сметы?

Региональные чиновники не ответили нам вообще. Не прислал никакой весточки федеральный Росжелдор, который курировал строительство, а его региональный филиал отвечать отказался, переадресовав в Москву. Министр транспорта РФ тоже как в рот воды набрал. По делу ответило только РЖД, выступавшее заказчиком реконструкции участка Каменногорск – Выборг (со строительством второго главного пути и новой станции Возрождение). Его версия происходящего на участке такова: «Реконструкция участка завершена. Двухпутный электрифицированный участок Выборг – Каменногорск введен во временную эксплуатацию».

Термин «временная эксплуатация» вызывает удивление. Если участок введен временно, то, выходит, через некоторое время он может быть из эксплуатации снова выведен? Что касается прогнозируемого грузопотока, то начальник службы корпоративных коммуникаций Дмитрий Туринский просто процитировал данные из проекта, которые, как мы помним, закладывались в 2006 г.: «Перспективные размеры движения на участке определены проектом на основе данных, предоставленных ОАО «Институт экономики и развития транспорта», и составят к 2020 г. до 40 пар поездов (в том числе 5 пар пригородных), а к 2025 году – до 44 пар (с тем же количеством пригородных)». Но ведь за 10 лет объем импорта уменьшился вдвое. Откуда же возьмутся все эти составы?

Митинг против строительства участка железной дороги

Насчет сроков переноса грузового движения на новую ветку Туринский конкретно не ответил, дав понять, что они полностью зависят от ввода в эксплуатацию второго участка – Лосево – Каменногорск, за который ОАО «РЖД» не в ответе. Про него было сказано лишь, что «строительство находится в стадии завершения». Соответственно, ничего не удалось узнать про сроки запуска пассажирских составов на Лосево – Каменногорск, кроме того, что он планируется и что «для удобства пассажиров участок обустроен высокими платформами».

Остался без ответа вопрос о финальной стоимости строительства. Ранее реконструкция участка Выборг – Каменногорск оценивалась институтом «Ленгипротранс» согласно ценам на 1.11.2010 в сумму 6,33 млрд руб. (финансировалась из средств инвестиционной программы РЖД). Но сроки на различных этапах стройки отодвигались, а цены росли. Согласно протоколу совещания у президента РФ руководства ОАО «РЖД» 9 ноября 2012 г., два участка вместе (Выборг – Каменногорск и Сосново – Лосево-1) стоили уже более 30 млрд. Причем к дате совещания деньги уже были освоены на 74%, что позволяет предположить, что в дальнейшем стоимость строительства вновь выросла.


Во сколько обойдется строительство новой ветки Лосево – Каменногорск, невозможно даже представить. По данным СМИ, только на 2011 год стоимость оценивалась в космическую сумму 122 млрд руб. Добавим, что из четырех первоначально обсуждавшихся маршрутов прокладки дороги в итоге был выбран самый затратный.


При этом в 2015 г. действительно имело место… торжественное открытие дороги Лосево – Каменногорск (с участием министра транспорта Максима Соколова и зампреда ленинградского правительства Михаила Москвина), но то было лишь «сквозное движение рабочих поездов». Как пообещал министр, «в следующем году на этом участке уже в полном объеме пойдут грузовые поезда». Тогда же чиновники прогнозировали, что «ожидаемый объем перевозки грузов на линии Лосево – Каменногорск в ближайшее время может достичь 60 млн тонн в год».

Свежий комментарий (25 мая) с железнодорожного форума: «Вчера проехался по новому участку в обе стороны на ТЭП70БС с лабораторией контактной сети. Скорость везде 60 установлена, по стрелкам 25, т. к. закрыты на струбцины. На участке идет наладка СЦБ, светофоры частично включены, станции все достроены, кроме Каменногорск-1».

Как сообщил «Новой» глава администрации Ромашкинского сельского поселения (куда входит и Лосево) Сергей Танков, в целом дорога достроена, за исключением некоторых недоделок: в частности, нет шумозащитных экранов. Но очевидно, что это не главная причина незапуска поездов.

Так кому была нужна эта дорога? Изначально мы полагали, что все дело в межгосударственных обязательствах правительства РФ по расчистке пути для «Аллегро». Но как очень быстро выяснилось, такой глобальной расчистки скоростному поезду не потребовалось. Зачем же все эти годы велась великая стройка, тратились колоссальные деньги, наносился ущерб природе и жителям?

  • Дмитрий Грошиков, житель Лосево: «Дорога прошла в 60 метрах от нашего дома, полотно находится на уровне нашего второго этажа. Причем установка шумозащитного экрана в этом месте в принципе невозможна, так как здесь под насыпью проходит автомобильная дорога. Компенсацию мы получить так и не смогли. Судиться пришлось в Москве, по месту регистрации Росжелдора. Сначала Басманный, потом Мосгорсуд все наши доводы отвергли. Сейчас надеемся на Верховный суд. В Лосево компенсацию получили только двое. Один случай действительно аховый, там у людей стройка прошла по углу бани. А второй больше похож на коррупционную схему: человек из Сосново быстро построил дом, быстро получил компенсацию и уехал. В целом деньги получили лишь 5% из тех, кто имел на них право».
     
  • Владимир Штольба, в 2012 году подрядчик на строительстве дороги в Лосево: «Таких глобальных вещей, как необходимость или нет этой стройки, я, признаться, не касался. Могу сказать лишь, что строительство велось качественно и с соблюдением всех сроков».
     
  • Татьяна Михайлова, глава администрации Каменногорского городского поселения: «Когда запустят движение на участке Каменногорск – Выборг, мы не знаем – ведь это федеральный проект. По объему грузопотока тоже сказать сложно: возможно, когда дорогу откроют, грузопоток появится».