Садоводы в серой зоне
Около 50 садоводств и огородничеств в границах Петербурга из полузаброшенных пустырей превращаются в золотую землю.
Мечта любого дачника – чтобы их товарищество стало обычным кварталом индивидуальной жилой застройки (ИЖС). Тогда они получат все права горожан: адрес, газ, водопровод, электричество. Но иногда чиновники решают, что на месте садов и огородов должен быть парк, или дорога, или охраняемая природная территория, – и тогда разгораются дачные войны.
Почти петербуржцы
Подсобные хозяйства бывают трех типов: огородничества, садоводства и дачи. В огороде можно строить только времянки, в садоводстве – уже летние капитальные строения, в которых нельзя регистрироваться, на дачах – почти как в ИЖС – можно прописаться и жить круглый год.
Понятно, что дачники и так почти что ИЖС, им проще всего зарегистрировать землю и дома в собственность, а потом требовать изменения статуса своего квартала собственно на индивидуальную застройку. А вот садоводы чаще встречают препоны, и успех для них обычно зависит от того, насколько ценную землю они занимают.
Например, члены СНТ «Ленмашзавод» под Красным Селом давно приватизировали все свои участки и дома, но оформить ИЖС не могут, так как для этого по закону каждый участок должен быть не меньше 12 соток, а в Ленмашзаводе нарезали по 8 соток. Через дорогу от них – кварталы ИЖС: такие же дома, проезды, но в ИЖС можно вызвать врача, а к садоводам приедет только скорая и пожарная. Садоводам, да и дачникам тоже, не положены газ, канализация и вода, их дома не включаются в подсчет при определении нагрузки на поликлиники, школы и детские сады. Наконец, у этих домов просто нет почтовых адресов – хотя у многих это единственное жилье.
Если по-хорошему
В начале июля правительство Петербурга должно изменить Правила землепользования и застройки. Одно из новшеств – разрешение регистрировать ИЖС для участков меньше 12 соток, если они были сформированы до вступления в силу этих правил.
Но не всем везет одинаково. Садоводам Рехколово (участки по 8–9 соток) первый замглавы администрации Пушкинского района Денис Матвеев уже пообещал, что, как только изменения вступят в силу, Рехколово будет переведено в ИЖС и включено в границы поселка Александровская. Садиков, поликлиник и школ в Александровской для бывших садоводов хватит, дороги пойдут на баланс города и будут им обслуживаться. Затем можно будет начать переговоры с «Водоканалом» насчет проведения канализации.
А обитатели СНТ «Макаровец» стали заложниками собственной дорогой земли: садоводство расположено прямо на Петергофском шоссе, частично в Красносельском, частично в Петродворцовом районе.
По словам Александра Ханенко, председателя СНТ, большая часть участков приватизированы в 2008 году, но потом Валентина Матвиенко отменила решение о выделении земли в бессрочное пользование от 1990 года (!), и садоводы потеряли задним числом право на приватизацию!
«Мы живем как на пороховой бочке, – говорит Ханенко. – Комитет имущественных отношений хочет нас отсюда выгнать. Мы даже в Европейский суд по правам человека обратились, но он не рассмотрел нашу жалобу».
В генплане территория Макаровца – зона скверов и парков (Р2), хотя фактически это жилой квартал. Уже почти десять лет садоводы просят изменить зону Р2 на Ж1 и дать людям возможность приватизации и перевода в ИЖС. Власти навстречу не идут. Макаровцы не сомневаются: если их прогонят, никакого парка тут не будет: скорее всего, земля пойдет под строительство.
«Это дорогая земля, в которую собственники вложили много денег: провели электричество, летний водопровод – и готовы были бы вкладывать еще, – комментирует эксперт Законодательного собрания Александр Карпов. – Но из-за того, что судьба земли окончательно не решена, они вкладываться перестали, что идет во вред развитию города в целом».
Как пояснил зампред Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Засядь-Волк, теоретически изменение генплана в пользу людей возможно. Но еще никто не обсчитывал возможности инфраструктуры: если сделать Макаровец городским кварталом, то будут нужны школы, поликлиники, зеленые насаждения.
Беззащитные огороды
Хуже всего дело обстоит у огородников: у них земля чаще всего находится в аренде, продлять которую приходится каждый год. Пару лет назад огороды под Ломоносовом снесли, чтобы организовать заказник Южное побережье Невской губы.
А ОНТ «Искорка» почти целиком попадает в территорию трассы М-15, которая соединит «Балтийскую жемчужину» с КАД. 67 участков недавно вложились в установку столбов для электросетей, но пока так и не договорились с районом о возведении подстанции – и неизвестно, договорятся ли, если в любой момент может начаться проектирование дороги.
Показательна также ситуация товарищества «Прудки», где земля находится в аренде, которая продляется каждый год. Больше 30 лет назад работники Госстраха получили под огороды 30 участков по 4 сотки. «Здесь было болото, превращенное в свалку, – рассказывает председатель товарищества Надежда Волченкова. – Мы затратили невероятное количество сил и средств на то, чтобы поднять и обиходить эту землю, и получается, что ее у нас в любой момент могут отнять».
Чтобы зарегистрировать права на свои участки, огородники должны добиться перевода земли в зону сельхозназначения, потом приватизировать ее под огороды, а потом снова менять зону – уже под ИЖС, чтобы превратить свои участки в жилой квартал.
Примером для них может стать СНТ «Ветеран» в Петродворцовом районе. Комиссия по землепользованию и застройке решила, что процедуру приватизации позволит запустить перевод земли в статус сельхозназначения. Вот только делать это нужно как можно быстрее, потому что чуть не каждый год у Ветерана отхватывают куски земли под гостиницы и виллы.
«Проблему садоводств надо решать комплексно, – поясняет член комиссии по землепользованию депутат ЗакСа Оксана Дмитриева. – Мы работаем над концепцией этого решения. Нужно провести инвентаризацию всех садоводств и огородничеств, их в Петербурге около 50, разбить их по группам. Затем понять, какие зоны в генплане и ПЗЗ лучше всего определить для каждой группы, как решать проблемы с определением границ».
По мнению Дмитриевой, работа над концепцией должна завершиться к осени – возможно, тогда питерские садоводы наконец выйдут из серой зоны неопределенности.