Незаконно крещенные
Семья хочет добиться уголовного преследования служителей церкви, крестивших их детей без ведома родителей.
Анастасия и Константин Крыловы нерелигиозны. «В церковь мы не ходим, детей воспитываем по светским традициям», – рассказывают родители восьмилетней Оли и шестилетнего Андрея. Но бабушка, Елена Ильинична, много месяцев вела разговоры о необходимости венчания супругов и крещения их детей, на что Крыловы отвечали категорическим отказом. В какой-то момент Анастасии и Константину показалось, что Елена Ильинична с ними согласилась: тему веры договорились больше не затрагивать, и в семье наступило перемирие. Вот только продлилось оно недолго.
Поставили перед фактом
В один из июньских дней Крыловы оставили детей с бабушкой и уехали на работу. Дома их ждала неожиданная новость: Елена Ильинична свозила Олю и Андрея в храм Благовещения на Приморском проспекте, где стала их крестной мамой. Как выяснилось позднее, в храме у бабушки не потребовали ни паспорта, ни свидетельств о рождении, ни данных о родителях несовершеннолетних детей. «Нас просто поставили перед фактом, – утверждает Анастасия, – моя мать с удовлетворенным видом вручила мне свидетельство о крещении и сказала, что наконец-то у детей будет ангел-хранитель».
По словам юриста Евгения Моисеева, к которому обратились Крыловы, истории, когда бабушки втайне от родителей крестят внуков, встречаются довольно часто. Но обычно это семейный конфликт и такие случаи не афишируются.
Крыловы потребовали у служителя храма копию записи о произведенном обряде, но получили отказ. Родители поинтересовались, может ли крестная мать назначить себя таковой самостоятельно и какие права она имеет в отношении своих крестников. «Священник заявил, что юридические вопросы церковь не интересуют и общаться на эту тему он больше не желает», – рассказывает Анастасия.
Тогда родители написали официальное письмо настоятелю храма с просьбой прокомментировать ситуацию, в котором сослались на определение священного синода РПЦ: «крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников» Кроме того, необходимы предварительные «огласительные беседы с родителями и восприемниками детей», которые поясняют значимость крещения и православной веры. В случае семьи Крыловых все эти нормы соблюдены не были.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы // Фото: panoramio.com
Кроме того, Анастасия и Константин направили заявление в прокуратуру, сославшись на нарушение родительских прав, а также на запрет вовлечения несовершеннолетних в деятельность религиозных организаций без согласия родителей. По словам адвоката Моисеева, сотрудники прокуратуры начали доследственную проверку по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) в отношении служителей храма. «Учитывая нашу правовую культуру и правосознание должностных лиц полицейской и судебной систем, я особо не рассчитываю, что уголовное дело удастся возбудить», – признался «Новой» юрист.
Инцидент исчерпан?
«Новая» не смогла застать в храме священника, который крестил детей Крыловых. Другой церковный служитель на просьбу пояснить, можно ли крестить детей без согласия родителей, ответил лаконично: «Загуглите». А потом добавил: «Законы – даже церковные – это всего лишь формальность, которой иногда подчиняются, а иногда нет».
После вмешательства редакции и следователей с Крыловыми связался настоятель храма отец Федор Гуряк, который согласился, что действия священника не отвечали закону, и принес семье извинения.
«Мы надеемся, что на этом конфликт будет исчерпан, – прокомментировала «Новой» руководитель пресс-службы Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова. – Безусловно, совершать таинство крещения подобным образом нельзя, и священник должен понести наказание. Бабушка детей Крыловых является прихожанкой храма, ее там все знают и не смогли отказать. Нарушение есть, но мы верим, что семья Крыловых и представители храма придут к консенсусу».
Но для Крыловых, по их словам, история не закончена. По итогам доследственной проверки супруги рассчитывают получить письменное подтверждение совершенного крещения от представителей храма, после чего намерены обратиться в суд. Они надеются, что смогут привлечь внимание общественности к существующим проблемам в российской церковной системе.
Анна КОТАНОВА