Наверстать упущенное
В Петербурге проходит очередное масштабное внедрение городской велоинфраструктуры.
В начале этого года Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) опубликовал план обустройства велосипедных дорожек на 2017 год. Его реализация должна закончиться уже в августе. «Новая» прошлась по назначенным велосипедным маршрутам и оценила качество проделанной работы.
Сроки и цены
В январе стало известно, что Смольный собирается построить пять велополос в разных частях города. Основой для выбора направлений стали результаты исследований улично-дорожной сети и предложения общественного проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга». В числе утвержденных маршрутов оказались набережная Фонтанки, несколько улиц Петроградской стороны, направления по проспекту Луначарского, от Гражданского проспекта по Руставели и по Пискаревскому проспекту к площади Ленина. Вскоре маршрут продлили до Петроградского района. Сообщалось, что протяженность новой велосипедной сети составит порядка 45 километров.
На проектирование и строительство велодорожек в бюджете города было заложено около 130 млн рублей. Еще 4,5 млн выделили в рамках проекта «Твой бюджет».
Завершить проведение проектных работ планировалось до начала лета. После этого, в самый разгар столь короткого теплого сезона, КРТИ должен был приступить к непосредственному устройству сети велодорожек.
На деле строительство дорожек началось лишь неделю назад. Полностью согласованы оказались лишь три маршрута в центре города, разработкой которых занималась компания «Стройпроект» – на Петроградской стороне, набережной Фонтанки и в северной части города. Как сообщила советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга Дарья Табачникова, работы в Петроградском районе завершены на 80%.
Оставшиеся два из пяти маршрутов все еще на стадии согласования.
Велопробегом – по перекресткам
Несмотря на то что работы в Петроградском районе и на Фонтанке идут полным ходом (выделяют разметкой новые велосипедные полосы и устанавливают соответствующие дорожные знаки), эксперты выделяют недостатки. Главной проблемой становятся перекрестки. Практически ни на одном перекрестке не гарантирован безопасный переезд велосипедистов. Кроме того, веломаршруты начинаются и заканчиваются внезапно. Система велотрасс получается разорванной.
Наиболее сложная и даже абсурдная ситуация складывается при движении с Петроградской на Аптекарскую набережную, где не предусмотрен переезд Гренадерского моста напрямую. Чтобы пересечь дорогу, велосипедисты вынуждены огибать перекресток по кругу, что прибавляет к их пути лишние полкилометра и долгое ожидание на светофорах. Многие, разумеется, предпочитают длительному объезду выход на проезжую часть.
«Я сама езжу на велосипеде и прекрасно понимаю, что самое опасное место – перекресток, – комментирует Дарья Табачникова. – В то же время это и самый сложный участок для велоинфраструктуры, который требует реорганизации дорожного движения. Здесь нужно не просто нарисовать полосы – необходимо менять устройство светофоров. Подобное проектирование занимает год. В планах на 2018 год решение проблем на сложных перекрестках стоит на первом месте наряду с разработкой новых маршрутов. Нашим главным критерием остается связность всех направлений».
Изменения только начинаются
Несмотря на то что в некоторых частях города уже появились цветные велосипедные полосы, физически они никак не отделены от проезжей части. Зато со стороны пешеходной зоны дорожки огорожены забором. Согласно планам КРТИ, в будущем эти заграждения должны перекочевать на место разделения проезжей и велосипедной полос.
В условиях петербургского климата неудобством становятся широкие лужи на дорогах, в связи с чем велосипедиста, находящегося на своей полосе, с легкостью может облить проезжающий мимо на высокой скорости автомобиль.
По мнению активиста «Велосипедизации Санкт-Петербурга» Алексея Панкова, самый удачный участок на сегодняшний день – маршрут от Левашовского проспекта до станции метро «Крестовский остров». «Здесь уже есть цветные велосипедные полосы, велодорожка проведена прямо по перекрестку, – отмечает он. – К сожалению, пока она действует лишь в одном направлении. Движение в обратную сторону будет возможно только в 2018 году».
Последний раз планированием велоинфраструктуры в Петербурге серьезно занимались лишь в 2011 году по проектам, разработанным еще во времена Валентины Матвиенко.
«Строительство велодорожек вновь возобновилось только в этом году, – подводит итоги Табачникова. – Проект рассчитан не на один год. Нынешними темпами только через 10–20 лет велосипедная инфраструктура в городе приблизится к идеалу. Сейчас самая сложная стадия, когда нам нужно наверстать упущенное. Настоящие изменения только начинаются».
Дарья ЗАГУМЕННОВА