Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сигнала SOS никто не слышит

4 августа 2017 11:14 / Общество

Вокруг исторического квартала в Выборге разгорелся очередной скандал.

26 июля губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил: «В свое время были допущены серьезные ошибки, из-за чего сегодня Выборг находится далеко не в лучшем состоянии. И увы, тот же исторический квартал спасти можно единственным способом: очистить территорию от разрушений и по тем же чертежам построить новые дома, отвечающие требованиям сегодняшнего дня».

«Да, это будет новодел, но и в истории России, и в других странах достаточно примеров, когда исторические здания, утраченные по разным причинам, восстанавливались из руин и становились местами паломничества туристов», – цитирует чиновника Интерфакс Северо-Запад.

Губернатор отметил, что перед властями региона стоит задача отреставрировать здания в Выборге, оборудовать парковки, построить гостиницы и пункты общепита, «чтобы туристы не ограничивались одним днем, а приезжали в единственный средневековый город России с ночевкой, тем самым развивая малый бизнес».

Речь идет о квартале Старого города, ограниченном улицами Крепостной, Красноармейской, Красина и Сторожевой Башни, снос которого незаконно учинили муниципальные власти. Пострадала большая часть застройки, некоторые здания уничтожены полностью, но ряду уникальных фасадов и старинным подвалам удалось уцелеть.

Красноармейская улица. Элементы кладки фасада

Вид сохранившейся части со стороны ул. Красина

В 90-е большую часть Старого города скупили так называемые недобросовестные пользователи, рассчитывавшие его выгодно перепродать. При полном равнодушии надзорных органов здания квартала, из которых шесть из семи являлись объектами культурного наследия (ОКН), стояли долгие годы безнадзорными и никто не мог найти владельцев. Затем муниципалитет как-то отсудил здания у горе-хозяев, но лучше кварталу от этого не стало: кризис сорвал планы найти добросовестных покупателей, и здания, вполне еще крепкие, усиленные железобетоном в советское время, так и продолжали пустовать.

В апреле 2013-го глава муниципальной администрации Александр Лысов без экспертиз, не поставив никого в известность, нанял экскаватор, который должен был полностью уничтожить неоромантизм и неоготику квартала XVII–XIX веков. После международного скандала Лысов поутих и прикрылся сомнительной бумажкой от местного МЧС: дескать, со здания упали пара кирпичей, и только снос всего квартала спасет жизни и здоровье горожан.

На сайте областного комитета по культуре, отвечающего за сохранность ОКН, появилась задним числом составленная экспертиза о том, что здания квартала культурной ценности не представляют. Но после того как Александр Дрозденко сообщил выборжанам, что даже президент в курсе необходимости немедленной реставрации и что речь идет о миллиардах рублей, экспертиза таинственно исчезла.

Ни губернатор, ни подчиненные ему ведомства, отвечавшие за сохранение культурного наследия, не предприняли никаких усилий для поиска заведомо известных виновных и привлечения их к ответственности.


То, что происходит с Выборгом, называется «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» и подпадает под статьи Уголовного кодекса, которые предусматривают штраф в 5 млн руб. и лишение свободы на 3–6 лет, а также восстановление утраченного за счет тех, кто все уничтожил или повредил.


Сразу после того как общественности удалось остановить вандализм, Михаил Мильчик, член Союза архитекторов России, член федеральных и региональных советов по сохранению культурного наследия, призвал руководство области к немедленной консервации того, что осталось от квартала, уверяя, что многое можно спасти, а многое восстановить. Но областное руководство не только не вложилось в консервацию, но и не стимулировало к этому местный муниципалитет. Зато более миллиона евро было выделено на реставрацию уже отреставрированного Спасо-Преображенского собора.

Международное экспертное сообщество ИКОМОС обратилось к президенту РФ с требованием сохранить редчайшие произведения архитектуры. В октябре 2015 года Выборг был включен в список 50 объектов мира, находящихся под угрозой исчезновения, который раз в два года составляется Всемирным фондом памятников. А летом 2016-го по результатам экспертизы был объявлен Heritage Alert – всемирный сигнал тревоги по поводу уничтожения Выборга (всего города, как историко-культурного объекта). Редчайший случай: такой оценки пока не получила даже сирийская Пальмира.

Пороховой погреб. Сохранившаяся внутренняя часть

Пороховой погреб

Эксперты отправили письма президенту РФ Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву, губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко, постоянному представителю РФ в ЮНЕСКО Элеоноре Митрофановой, вручили российской делегации ЮНЕСКО в Париже.

Среди требований – немедленная остановка строительства путепровода на территории Папульского парка, отмена строительства так называемой Торкельской ратуши на центральной улице города, удаление самовольно построенного дополнительного этажа на здании служебного корпуса комплекса «Дворец наместника», осуществление хотя бы минимальных технических работ, способных остановить разрушение Дома Говинга, комплекса зданий исторического квартала в Старом городе, снесенных по распоряжению местной администрации, пороховых погребов на Батарейной горе, остатков старого кафедрального собора и Доминиканского монастыря, кордегардии и погребов Аннинских укреплений, других исторических строений.


Несмотря на то что в работе над объявлением Heritage Alert участвовали международные и российские экспертные институты, ни одного их требования областные чиновники не выполнили.


Только за последние месяцы были похищены единственные сохранившиеся в городе кованные дворовые ворота, полностью уничтожена лепнина Дворца наместника и уродливая надстройка второго этажа служебного корпуса этого дворца испоганила старейшую городскую площадь. На прошлой неделе пороховой погреб Восточно-выборгских укреплений окончательно рухнул. Старинные часы на Часовой башне, так и не внесены в число предметов охраны, равно как и колокол, подаренный императрицей Екатериной II, расположенный там же.

Уничтоженный Папульский парк, созданный в 1886 году стокгольмским садовым архитектором Райдбергом, превратился в место заготовок древесины.

Областной комитет по культуре и его подразделение – департамент охраны памятников – игнорируют призывы общества и экспертов к контролю над состоянием городской архитектуры. Неизвестным осталось и имя сотрудника Комитета по культуре, подписавшего акт приемки работ по консервации Часовой башни XV века. Материалы уголовного дела говорят о том, что подрядчик, выбранный комитетом (компания «ЭшелЪ», специализирующаяся на сносе зданий), повесил на башне зеленую сетку и скрылся.

Красноречие Яндекс-карт

Мечта разровнять красивенько

Ни российское, ни финское отделения ИКОМОС не изменили свою позицию по сохранению и восстановлению разрушенного квартала Старого Выборга. Свое отношение к надругательству над Выборгом ИКОМОС выразит в солидарной позиции, которая будет выработана на встрече экспертов в Хельсинки 14 августа.

Понятно, что больше всего в правительстве области хотят сейчас избавиться от раздражающих руин. Снести все и разровнять красивенько, и пусть на месте неоготики и неоромантизма появится очередной новодел. Раньше, когда раздавались крики ужаса экспертов и градозащитников, все начинали взывать к Международному банку реконструкции и развития – дайте больше денег. Теперь, из-за санкций, остается уповать на банк БРИКС, который, скорее всего, денег даст. Ими станет распоряжаться Фонд инвестиционных строительных проектов, о котором аудиторы Счетной палаты официально сообщают, что на реставрации таких объектов, как Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Мариинский театр и др., стоимость работ завышалась иногда втрое.

Но это уже отдельная тема. О том, сколько денег было выделено на реставрацию Выборга, куда они пошли и сколько еще обещано, читайте в ближайшее время.

Андрей КОЛОМОЙСКИЙ