«О брат, это жулики!»

«О брат, это жулики!»

18 августа 2017 10:19 / Экономика

В последние месяцы горожан начали буквально терроризировать представители коммерческих организаций, косящих под государственные.

То звонят, то кидают в почтовые ящики грозные объявления от «городского центра водоснабжения», «единого центра коммунальных услуг», «городской службы учета» и прочих «городских» или «единых» «центров» и «служб», предлагая срочно установить или поменять счетчики на воду, газ или электричество.

Со ссылкой на федеральные законы или постановления правительства, с требованием срочно сменить счетчики, поскольку у них якобы истек срок, с угрозами штрафов или оплаты с «повышающим коэффициентом», если предложение не будет принято... И конечно, при звонке по телефону предлагается тут же согласовать «время прихода мастера» и поставить счетчики, окна или еще какого черта в ступе по «только сегодня действующим льготным ценам для установки».

Это жулики, чьи действия прямо подпадают под статью 159 УК РФ «Мошенничество», пытающиеся обманным путем завладеть деньгами граждан.

Пять волшебных вопросов

Их цель – во что бы то ни стало навязать свои услуги по установке счетчиков, воспользовавшись массовым незнанием того, что никакие государственные организации (в том числе «Водоканал»), занимающиеся коммуналкой, никому из граждан не звонят и никаких услуг по установке, замене или поверке счетчиков не предлагают. И никому не выдают ни доверенностей, ни лицензий на такую работу. Ну а употреблением в своем названии слов «городской» или «единый» мошенники пытаются создать впечатление, что к гражданам обращается государственная организация, которой можно доверять и которая имеет право что-то от граждан требовать. Для справки: в квитанциях о квартплате, которые выдает ВЦКП, там, где указаны показания счетчиков воды, указан и срок следующей поверки – все легко проверить.


Теоретически можно сразу послать мошенников, что называется, подальше, не вступая в дискуссии.


Если они ссылаются на какие-то законы – не полениться найти их в интернете и убедиться, что там написано совсем не то, что вам впаривают. И уж точно не соглашаться ни на какие визиты «мастера» (который «прямо сейчас выезжает») и «льготные цены».

Но если есть хоть капля сомнений – можно применить очень простой тест.

В ответ на любой подобный звонок спокойно задать несколько вопросов:

С вероятностью 99,99% примерно на третьем (а то и на втором) вопросе звонящий или поплывет, или повесит трубку, поняв, что развести лоха на бабки не удалось.

Приведем несколько простых примеров – в том числе из личной практики.

Фальшивый «Русгаз»

Утром на домашний телефон мне позвонили от имени компании «Русгаз»: срочно устанавливайте газовые счетчики, основание – «412-й федеральный закон», кто не поставит – будет платить по повышенным тарифам…

Во-первых, это вранье: обязательная установка газовых счетчиков по федеральному закону отложена до 2019 года. Исключение – квартиры с газовым отоплением, но их очень мало, около 200 на весь город.

Во-вторых, когда я начал опрос по приведенной выше схеме, мне назвали адрес – улица Зайцева, 41. На вопрос о комитете, с которым работают, заявили, что работают с «Межрегионгазом». Но на вопросе о фамилии начальника диалог прекращается – понимают, что разводка не удалась, и вешают трубку.

Аналогичный звонок в предшествующий день поступил и моей знакомой. При этом высветился телефон 407-14-12, и когда она попыталась по нему перезвонить – попала на факс.

Компания «Русгаз» отыскалась в интернете, и она действительно находится на улице Зайцева, 41, вот только телефон у нее совсем другой. И когда я по нему дозвонился – трубку снял человек, который заявил, что они никого не обзванивают, что у них один диспетчер, который принимает заявки от тех, кто хочет установить счетчики, и больше ничем они не занимаются. Иначе говоря, жулики звонят от имени реальной компании, к которой не имеют никакого отношения.

Городской центр чего-нибудь

На прошлой неделе моей избирательнице позвонили из некоего «городского центра учета», назвали ее по имени и отчеству и в хамской форме потребовали срочно заменить счетчики воды, у которых якобы истек срок годности. А ежели она этого не сделает – будет платить по повышенному тарифу. Когда она спокойно сказала, что пригласит полицию поприсутствовать при их визите – звонивший ей человек, представившийся как Алексей Гончаров, заявил, что они «прямо сейчас выезжают к ней с полицией, чтобы принудительно снять счетчики»! Заметим: квитанции на квартплату в ее квартире выписывают не на эту избирательницу, а на ее маму, и возникает резонный вопрос: откуда у гончаровых доступ к персональным данным, которых нет в жилищной системе?

Указанный центр нашелся в интернете под названием «Городской центр учета и экономии ресурсов», по адресу пр. Ударников, дом 18, лит. А, с телефоном 702-47-88, с которого моей избирательнице и звонили.

Когда я как депутат позвонил в этот «центр» в поисках Гончарова, трубку сперва взял оператор, который сообщил, что Алексей Гончаров у них работает, но уже ушел. Когда я представился, выяснилось, что оператор в принципе не знает (или прикидывается, что не знает), что такое Законодательное собрание и с кем он разговаривает.

После повторного звонка другой оператор сообщил, что директором центра является Александр Александрович Некрасов, но с ним не соединят: мол, с какой стати он должен со мной разговаривать?


После того как я повторно представился, меня с Некрасовым все равно не соединили: он оказался слишком занят, чтобы разговаривать с такой малозначимой персоной, как депутат городского парламента.


Что ж, мы люди не гордые – обо всем рассказанном я написал в прокуратуру города с просьбой провести проверку деятельности указанного центра и рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела о мошенничестве. На мой взгляд, все признаки налицо.

***

Со звонками с номера 702-47-88 от «Городского центра учета и экономии ресурсов» еще в октябре 2015 года столкнулся активист Кирилл Куценко. Звонил мужчина – возможно, тот самый «Алексей Гончаров».

«Позвонил и сказал, что если я сегодня же не установлю счетчик, то приедут с участковым и составят акт о правонарушении, – уточняет Кирилл. – Я ответил: пусть приезжают. Услышал на это: «Молодой человек, вы не поняли, это не шутки, вы нарушаете ФЗ-261. Сегодня же вам перекроют воду и заведут административное дело!» Я говорю, что с его стороны это угроза и что дело заведут на него и их организацию за мошенничество и шантаж. Тут его понесло. Посыпались угрозы в плане того, что вообще мне пора готовиться к выселению. В конце добавил что-то вроде «бойся, я твой адрес и имя знаю». Ладно я, а что если пожилым людям такое устраивают?!»

Жительница Кировского района столкнулась с совсем уж возмутительным примером рекламы: «Вам звонит аварийная! – сказала женщина на том конце провода, номер не определился. – В связи с рядом смертельных случаев в вашем районе проводится общая проверка соответствия окон ГОСТу». Больше всего обеспокоило жительницу то, что неизвестная «аварийщица» называла ее по имени-отчеству. Теперь она собирается писать заявление в прокуратуру и Роскомнадзор, который должен наблюдать за нарушениями в области обработки персональных данных.


Коллективные ребята

Пока одни фирмы устраивают тотальные обзвоны граждан с угрозами, другие используют визуальные способы воздействия: по ящикам разбрасывают рекламу, которая выглядит не то как почтовые извещения, не то как судебные повестки или уведомления из казенного учреждения. Эти бумажки пестрят пугающими оборотами: «Доводим до вашего сведения», «Повторное извещение», «Утвержденный график коллективной проверки» и т. п.

Чаще других в ящиках попадаются объявления от «Единой городской службы по учету водоснабжения», которые грозно предлагают, чтобы жители обратились к ним для поверки счетчиков на воду. Наш корреспондент позвонил по указанному телефону, чтобы разобраться, что же это за организация такая.

– Вы от ЖЭКа, или кто вы?

– ЖКХ, да, Единый контактный центр ЖКХ, – ответила девушка; формально она не соврала, но невнимательный звонящий мог бы подумать, будто она подтвердила, что представляет его родной Жилкомсервис.

– Это что за центр? При комитете каком-нибудь?

– Мы операторы, которые занимаются заявками на установку и замену водосчетчиков, – опять ни да, ни нет; доверчивый человек подумал бы, что это такое да.

– Вы ГКУ? Или ГУ какое-нибудь? Вы агентство или при комитете, кто вас контролирует?

После последнего вопроса девушка перестала отвечать.

Интересно, что в отличие от «Городского центра учета и экономии ресурсов» «Единая городская служба по учету водоснабжения» предпочитает не обманывать и не угрожать по телефону. Но крутят до последнего!

– Единый контактный центр, – ответил на повторный наш звонок молодой человек.

– Вы Единый контактный центр или Единая городская служба?

– Мы Единый контактный центр. Принимаем заявки. Водоконтроль, – снова весомые, официальные, «государственные» слова.

– Мне пришло объявление, что поверка проводилась до 31 июля. Это какая-то государственная программа?

– Вы как давно установили счетчики на воду? – молодой человек отвечает вопросом на вопрос, видимо, желая свернуть разговор на «немедленную отправку мастера».

– Я хотел сначала узнать, зачем вы собираетесь проверять. Это какое-то постановление?

– Поверочный интервал для горячей воды 4 года, для холодной – 6. По 831-му постановлению, федеральный закон № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг». Тут у рядового жильца должно возникнуть ощущение, что и постановление, и закон были приняты специально ради этого самого Единого центра, после чего этот рядовой жилец должен немедленно испугаться и дальше послушно выполнять все требования оператора. Но на самом деле данные нормативные акты вовсе не требуют, чтобы вы заказывали что бы то ни было именно у этой коммерческой организации.

– Вы ГКУ или ГУ, вы при муниципалитете или комитете?

– Мы ООО. Сейчас все ЖЭКи ООО, – вместо того чтобы сказать «мы обычная коммерческая организация», начинается обсуждение правового статуса жилкомсервисов.

– А вы с городским участием ООО?

– Мы занимаемся установкой и заменой учета воды по всему городу, – хитрит молодой человек.

– У вас договор с кем-то? Вы конкурс выиграли?

– Нет, мы занимаемся установкой и заменой приборов учета воды, – наконец-то ответ, близкий к правде; хотя и бочком.

– А почему тогда у вас в объявлении говорится о «коллективной проверке приборов учета»? Почему она «коллективная»?

– Приходят всем уведомления, обращаются те, у кого срок подошел к концу.

– А откуда вы знаете, когда у меня срок подошел концу? – задает логичный вопрос наш корреспондент: «повторное извещение» от Единого центра выглядит так, как будто оно составлено персонально для вас, на нем стоит исходящий номер и даже штрихкод!

– Там написано: обратиться в случае истечения поверочного интервала. Прочтите внимательно извещение и перезвоните, всего доброго.

После чего молодой человек повесил трубку. Прямо хочется извиниться перед пикающей трубкой за собственную непонятливость. Хоть и абсолютно не за что.

ФАС грозит штрафом

Возникает резонный вопрос: законно ли чисто коммерческой организации маскироваться под государственное учреждение, используя хитрые обороты со словами «единый», «программа», шпаря номерами законов и постановлений?

За разъяснением мы обратились в Роспотребнадзор. Оттуда нам ответили, что проверкой рекламы занимается Федеральная антимонопольная служба и все жалобы они переправляют туда.

Питерская ФАС на наш запрос проинформировала, что 21 июля 2017 г. было выдано предупреждение ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ» (тот самый, которые одновременно и «Единая городская служба по учету водоснабжения», и «Единый контактный центр»). «Согласно предупреждению, – пишет ФАС, – ООО должно до 30 августа исключить из своих уведомлений фразу «Обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной проверки приборов учета воды в вашем доме», которая вводит потребителей в заблуждение и создает впечатление об особом статусе организации, как единственной уполномоченной на поверку приборов учета воды (признаки нарушения ст. 14.2 Закона о защите конкуренции).

«Это уже не первое обращение подобного рода, которое поступило в наше управление, и мы уже разъясняли, что делать, когда к вам поступит такое «письмо счастья». Звонить по указанным телефонам ни в коем случае не надо, так как добросовестные организации, проводящие поверку и замену приборов учета, думаю, не промышляют такими незаконными способами привлечения клиентов», – отметил руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.


В случае если «Единый центр» не выполнит требования предупреждения, ФАС грозится возбудить административное дело со штрафом до 500 тысяч рублей.


В середине августа «Единая городская служба по учету водоснабжения» раскидала по ящикам рекламу уже в новом стиле, но крамольные слова, на которые указала ФАС, в ней все еще содержатся. Что-то будет после 30 августа?

Дурной пример заразителен

Относительно безвредными можно считать объявления от других организаций, которые явно последовали примеру компаний, устанавливающих счетчики.

Например, продавцы батарей, хоть и пишут в своем «Информационном письме» о некой «программе», по телефону говорят более честно: у нас акция со скидками. Акция, скидка – слова-маркеры, сигнализирующие клиенту, что он имеет дело с коммерческой организацией. В отличие от слов «программа», «единый», «коллективный», «федеральный закон», которыми сыплют операторы по установке счетчиков.

А вот установщики окон, замаскировавшие свою рекламу под почтовое извещение, ведут себя не так чисто. Хотя звонящему сразу объявляют, что он попал в оконный завод (то есть очевидно в коммерческую организацию) и предлагают скидку, дальше начинается окольная, вернее, окольно-оконная игра.

– У вас написано: плановое остекление балконов. Это госпрограмма, или адресная программа, или вы конкурс выиграли? – наш корреспондент дает оператору шанс честно ответить: нет, у нас чисто коммерческое предложение. Но оператор шансом не воспользовался:

– У нас есть программа: нам разрешили остеклять эти дома государством.

– А каким образом, вы выиграли конкурс?

– Нас включили в программу, мы предоставляем скидку, и за это можем распространять рекламу, – отвечает девушка.

Это объяснение не имеет никакого отношения к реальности: рекламу по ящикам может распространять кто угодно. А под «программой» она может иметь в виду разве что собственную скидочную акцию коммерческой фирмы. Но на первый взгляд звучит вполне официально, и запутать неискушенного человека, особенно пенсионера, таким образом легче легкого.

Итак, какие же советы можно дать жителям? Во-первых, критически относиться ко всякого рода рекламе, как телефонной, так и бумажной. И чем настойчивее от вас чего-то требуют, тем более подозрительным следует быть.

А во-вторых, если рекламщики сильно вас достанут – обращайтесь в Федеральную антимонопольную службу. Если же чувствуете, что кто-то недобросовестно использовал ваши персональные данные – еще и в Роскомнадзор.