Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Не тревожьте наши кости

22 августа 2017 20:43 / Политика

Губернатор Георгий Полтавченко запретил протестующим собираться на Марсовом поле.

Исключить эту площадку из списка разрешенных Гайд-парков – безусловно, самый примитивный способ борьбы с недовольными петербуржцами. В Смольном заявили, что таким образом они отреагировали на жалобы граждан и муниципалов, которых вдруг взволновало, что демонстранты топчутся на могилах жертв февральской революции. Почему «кладбищенская» мысль не посетила чиновников в 2012 году, когда они долго и со скрипом выбирали загоны для митингующих, остается загадкой. Также неясно, почему, с таким пиететом относясь к праху бунтовщиков 1917 года, городское правительство ставит палки в колеса протестующим года 2017-го.


Теперь в Петербурге осталось четыре Гайд-парка, и все на окраинах: в Удельном, Полюстровском, Южно-Приморском парках и в саду им. 30-летия Октября. Собираться в уведомительном порядке там могут только до двухсот человек. 


По словам источника «Новой» в правительстве, о запрете сбора на Марсовом поле всерьез задумались после антикоррупционной акции 12 июня, когда на улицу вышло около десяти тысяч человек. А последней каплей стал скандал после нападения гопников на ЛГБТ-активистов и журналистов 12 августа.

По мнению адвоката и эксперта Московской Хельсинкской группы Александра Передрука, губернатор не может законно лишить город единственного Гайд-парка в центре. Юрист направил обращение к петербургскому омбудсмену Александру Шишлову, в котором обратил внимание на постановление Конституционного суда от 14 февраля 2013 года №4-П. «При определении специально отведенных для проведения публичных мероприятий мест следует исходить из необходимости наличия таких мест как минимум в каждом городском округе и муниципальном районе», – решил суд. Передрук предложил омбудсмену обратиться в Городской суд с требованием признать постановление недействительным. Если уполномоченный по правам человека откажется это сделать, иск подадут обычные граждане.

«Для Петербурга и Москвы это интересный правовой аргумент», – считает депутат Псковского городского собрания Лев Шлосберг. Псков лишился Гайд-парка в центре города в начале года – после серии пикетов против губернатора области Андрея Турчака. Людную площадь в центре города заменили центральной же площадкой – но скрытой от прохожих лесом. «Как только несогласные выдвигают инициативу провести митинг на прежнем месте, выясняется, что заявку уже подали какие-то гимнасты», – рассказал «Новой» Шлосберг. Тем не менее новая площадка пользуется спросом – там проходил митинг в день памяти Бориса Немцова, там же протестовали и 12 июня. «Если людям нужно собраться, то они будут делать это там, где возможно».

Координатор предвыборного штаба Алексея Навального в Петербурге Полина Костылева не видит большой проблемы в постановлении правительства. «Наши два последних митинга (26 марта и 12 июня. – Прим. ред.) были полусогласованными», – сказала она «Новой». Полина отметила, что штаб Навального собирает многотысячные митинги, а Гайд-парк, в котором без согласования допустимы акции до двухсот участников, нужнее другим категориям протестующих: дольщикам, зоозащитникам, ЛГБТ.

Лидер «Справедливой России» в Петербурге Марина Шишкина рассказала «Новой», что решать возникшую проблему готова вместе с городскими депутатами – Максимом Резником из Партии роста и Борисом Вишневским из «Яблока». «Гайд-парк должен быть в центре города, – говорит Шишкина. – А не в Удельном парке за деревьями!» Для массового сбора горожан подходят и Пионерская площадь, и площадь Сахарова, и даже Дворцовая. «Если там можно проводить огромные концерты – почему нельзя митинговать? Там просторно и все на виду – никакой экстремизм не пройдет».