Ссылка в Белые Столбы
Петербургский филиал Госфильмофонда может исчезнуть – коробки с пленками должны отправить в Подмосковье.
Легендарные ленинградские студии «Лендокфильм», «Леннаучфильм» и «Ленфильм», как, впрочем, и студии по всей стране, стали акционерными обществами в 2001 году, а архивы – отдельно от них – стали государственной собственностью. До последнего времени они хранились в Петербурге, на арендуемом в черте города складе. За аренду склада платит Госфильмофонд. Наш архив – это хроника города, области, всего Северо-Запада, от Ухты и Калининграда до Костромы и Ярославля. С конца 2015 года по приказу Госфильмофонда петербургский филиал регулярно отправлял в Белые Столбы так называемые исходные (негативы готовой продукции студий, которые по закону и должны находиться на госхранении). Но в августе 2017 года на заседании руководителей и специалистов Госфильмофонда России решили перевезти все фильмовые материалы из петербургского филиала в подмосковные Белые Столбы.
Безусловно, Госфильмофонд – мощная структура, с большим штатом сотрудников, но почему Петербург – город не последний в ряду российских городов – должен лишаться своего уникального архива, к которому постоянно обращается?
Из штатных сотрудников филиала остался лишь Сергей Гельвер, знаменитый архивариус студии документальных фильмов, при участии которого созданы десятки документальных и телевизионных фильмов и программ, включая фильмы Сергея Лозницы «Блокада», «Представление», «Событие», фильмы Сергея Дебижева «Последний рыцарь империи» и «Золотое сечение», серии фильмов Людмилы Шахт об Ольге Берггольц, «Феноменология взгляда» Дм. Сидорова или показанный на только что прошедшем фестивале «Послание к человеку» фильм Николая Макарова «Ляля. Штрихи к портрету».
Сергей Гельвер (фото 2007-го года)
Гельвер в свое время с несколькими коллегами спас от уничтожения материалы студии после пожара на складе в Сосновой Поляне, которые едва не увезли без всякого разбора на утилизацию. Гельвер – хранитель и знаток, для которого любой кадр, любой документ – свидетельство эпохи. Не важно, что камера, снимавшая официоз, отвернулась на несколько секунд, зато в кадр попали обычные люди, и этот кадр становится особенно драгоценным…
Фонды ЛСДФ (Ленинградской студии документальных фильмов – нынешнего «Лендока») и «Леннаучфильма» были не только фильмотекой для производства новых фильмов студий и других кино- и телекомпаний, но и региональным архивом. Они помогали в реализации различных проектов музеям, библиотекам, местным телеканалам, учебным заведениям и так далее, – большинство из которых никогда не доедут до Белых Столбов. Фонд ЛСДФ – это не только документальные фильмы (многие из которых стали классикой кино), не только киножурналы, запечатлевшие историю Ленинграда – Петербурга и многих городов и деревень Северо-Запада второй половины XX века. Это и материалы, не вошедшие и оставшиеся после монтажа картин и журналов, также имеющие ценность как летопись. Это и материалы, связанные с историей самих студий и людей, работавших на них.
В петербургском филиале хранится около 7000 коробок фильмов и киножурналов студии «Лендокфильм», около 6000 коробок «Леннаучфильма» и около 5 тысяч коробок киностудии «Ленфильм».
«Может быть, самое главное лично для меня то, что фонд – это источник для реализации новых идей, для создания новых фильмов на хроникальном материале, – говорит Гельвер. – Я всегда придерживался точки зрения, что визуальный исторический материал должен постоянно находиться в публичном поле. Фонд вынес немало бедствий – пожар, потопы, несколько переездов. С большей частью наследия еще предстоит работа по его разбору и описанию, которая уже несколько лет как приостановлена. Меня научили ценить каждый отдельный кадрик, где есть какое-то событие. И я полон решимости не дать увезти ни единой коробки, которая кажется мне важной для петербургского культурного пространства».
По мнению Гельвера, принятое Госфильмофондом РФ решение свидетельствует о неумолимой ликвидации питерского филиала. «Никого не должны обманывать формулировки: «проработать», «рассмотреть вопрос о целесообразности», «принять окончательное решение» и так далее, – говорит он. – Окончательное решение принято уже два с половиной года назад, и оно реализуется шаг за шагом. При этом Госфильмофонд все последние несколько лет получает доходы от реализации прав на ленинградскую киноколлекцию, которая включает в себя в первую очередь игровые картины «Ленфильма», а также документальные и научно-популярные фильмы ЛСДФ и «Леннаучфильма».
Сергей Гельвер просит Госфильмофонд оставить в городе позитивные копии фильмов и киножурналов ЛСДФ и «Леннаучфильма»: «Я считаю, что Петербург обязан иметь свой полноценный киноархив, основанный как раз на материалах неигровых студий, которые, возможно, следовало бы передать под юрисдикцию города».