Бойня номер три?
После событий 26 марта и 12 июня власти Петербурга снова сделали все возможное, чтобы о митинге Алексея Навального узнало как можно больше оппозиционно настроенных горожан.
Запланированная на 7 октября акция стараниями чиновников приобрела статус всероссийской. Ее приурочили к юбилею Владимира Путина.
27 сентября Алексей Навальный выпустил видео, в котором рассказал о трудностях согласования своей встречи со сторонниками в северной столице (на тот момент в городах России прошло уже шесть подобных акций). Политик поставил ультиматум Смольному: если последняя заявка не будет одобрена, он все равно призовет людей выходить на улицу.
Ответом со стороны городских властей стало молчание, которое в штабе восприняли как знак согласия. Оказалось, напрасно. Чуть позже официальные лица заявили, что не намерены даже обсуждать какие-либо мероприятия с участием оппозиционера «на фоне открыточных имперских видов Петербурга».
«Мы и не собирались ни предлагать, ни предоставлять Навальному какое-либо место под митинг, – честно сказал журналистам вице-губернатор Константин Серов. – И в будущем не собираемся этого делать».
В сумме штаб Навального подал в Комитет по законности и правопорядку 22 уведомления, каждый раз запрашивая площадку не менее чем на 15 тысяч человек – Марсово поле, Парк 300-летия, Парк авиаторов и даже Пулковский парк.
Совсем без шуток
Утром 29 сентября Алексея Навального задержали в Москве. Политик получил 20 суток ареста за призывы к участию в митингах. Когда стало понятно, что в Петербург он не приедет, штаб продолжил оспаривать отказ городских властей предоставить площадку через суд. И ожидаемо проиграл.
3 октября полиция пришла уже за главой петербургской команды Навального Полиной Костылевой. Отрабатывая некую жалобу на афиши о митинге, стражи порядка начали составлять на активистку протокол, но потом отпустили домой. На следующий день передумали, и уже вечером 5 октября Октябрьский районный суд оштрафовал Костылеву на 20 тысяч рублей.
«Срочное – и уже совсем без шуток» – так было озаглавлено письмо, распространенное от имени петербургского штаба Навального в соцсетях. «Вне зависимости о того, cчитают чиновники нашу акцию или нет, мы воспользуемся нашим неприкосновенным правом собираться мирно и отстаивать свои гражданские и политические взгляды».
Никому не позволено
Готовятся к ближайшей субботе и общественные организации, благодаря действиям властей накопившие с начала года солидный опыт.
7 октября «Группа помощи задержанным» начнет работу оперативного штаба за полчаса до старта самой акции. Как рассказали «Новой» волонтеры, часть из них будут работать на самом мероприятии – раздавать инструкции и контакты, а также помогать фиксировать задержания. В случае арестов волонтеры будут развозить еду и питье по отделам полиции. Если потребуется, на помощь будут призваны общественные защитники и профессиональные юристы (на оплату их работы откроют сбор денег).
Общественники в один голос предсказывают, что массовые задержания на Марсовом поле повторятся. Их опасения фактически подтвердил и спикер Заксобрания Вячеслав Макаров. «Разговаривать с властью языком ультиматумов, языком силового армрестлинга никому не позволено!» – заявил он в разговоре с журналистами в четверг, 5 октября.
В тот же день на Марсовом поле насыпали несколько куч песка и поставили забор. Наскоро изготовленная табличка сообщает, что c 5 октября здесь будет проходить «комплекс работ по содержанию объекта культурного наследия».