Музей блокады: из огня в скорбь
В январе 2019 года Петербург отметит 75-ю годовщину освобождения Ленинграда от блокады. К этой дате должно быть приурочено возведение нового музея-мемориала.
Мультимедийный комплекс приблизительной стоимостью 1,5 миллиарда рублей намечено построить на Смольной набережной Невы, в кольце транспортной развязки будущего Орловского тоннеля. Однако на пресс-конференции, посвященной итогам конкурса проектов, победитель – Никита Явейн заявил, что не уверен, будет ли построен музей в срок. Не исключено, что он откроется не раньше 2020 года.
О его строительстве заговорили лет пять назад. Для дислокации объекта назывались окрестности крупнейших захоронений праха времен блокады – Московского парка Победы, Пискаревского мемориального кладбища. Другие места – вплоть до Таврического сада. Но выбрали участок вблизи Смольного. Здесь предполагается создать некий Музейный квартал – под него после 2020 года должны отойти земли, ныне занимаемые «Водоканалом».
Кто определил победителя в архитектурном конкурсе, который должен был завершиться еще 8 сентября, в официальный День памяти жертв блокадного Ленинграда?
«Данное решение принято совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре и правительством Санкт-Петербурга после подсчета голосов и консультаций с жителями блокадного Ленинграда и ветеранскими организациями, – сообщает АО «Центр выставочных и музейных проектов». Напомним, что изначально в финал конкурса вышли четыре проекта, представленные архитектурными организациями: архитектурная мастерская Мамошина, «Студия 44», «Земцов, Кондиайн и партнеры» и архитектурное бюро «Лахдельма & Махламяки». Экспозицию посетили представители общественных организаций ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда. Следующим этапом работы АО «Центр выставочных и музейных проектов» будет объявление конкурса на проектирование объекта», – уточняет ведомство.
Общественное обсуждение
Выставка проектов проходила в Конюшенном ведомстве с 25 августа по 10 сентября. Посетителям вместе с бесплатным билетом выдавался бюллетень для голосования по тем девяти проектам, что вошли в шорт-лист закрытого международного конкурса. Из 3742 посетителей в рейтинговом голосовании приняли участие 2750 человек. Большинством голосов предпочтение было отдано проекту финского архитектурного бюро Lahdelma & Mahlamäki – как наиболее деликатному. На четвертом месте оказался проект «Студии 44» Никиты Явейна. Параллельно рейтинговое голосование шло на официальном сайте Комитета по градостроительству и архитектуре Смольного. На этом ресурсе лидировала «Студия 44».
Затем выставку посетили еще около трех тысяч человек. Комитет по социальной политике Смольного организовал подвоз блокадников и ветеранов, чье мнение должно было стать решающим. Сейчас ряд блокадников недовольны, что их ни на какие обсуждения не звали, но признаются, что они бы «все равно ничего не поняли».
«Вот я, допустим, строитель, – заявил блокадник 1941 года рождения (имя он попросил не называть. – Ред.). – Если я не видел всей документации, как я могу составить мнение на основании эскизов? И насчет суждений ветеранов: последним призывом 1945 года шли рожденные в 1927-м, сейчас им 90 лет, если удалось дожить. И вы меня спрашиваете об их мнении об архитектурно-планировочных проектах?»
Инверсия античного театра
Победившая концепция носит название «Выстоявший город». На сайте «Студии 44» она изложена следующим образом: «Музейный комплекс имеет вид пологой возвышенности диаметром 164 м и высотой 18 м. Нижний пояс этого холма – ступенчатый, что обращает его в инверсию античного театра, где декорацией и главным действующим лицом выступает город. Вершина холма переосмысливает архетип священной рощи: здесь из земли прорастает скульптурная группа объемов – это Дома блокадного Ленинграда, израненные осколками снарядов, опаленные фугасным огнем, с заклеенными крест-накрест окнами – но выстоявшие».
Всего домов восемь, и они подразделяются на два вида:
-
Пустые гулкие башни пятиэтажной высоты предназначены для художественных инсталляций с сильным эмоциональным воздействием. Они задают камертон восприятию, вводят зрителя в круги ада, сквозь которые пришлось пройти ленинградцам. Условные названия четырех башен, в экспрессивной и даже шоковой манере повествующих об ужасах блокады, – Голод, Холод, Огонь (откуда можно спуститься вниз, в Бомбоубежище) и Скорбь.
-
Четыре «дома» с поэтажной экспозицией по основным темам: Производство, Жизнеобеспечение, Наука и Культура. Эти «дома» предоставляют подробную информацию о том, где и над чем работали жители блокадного Ленинграда, как был организован их быт, какие культурные события происходили в осажденном городе.
Главный зал опоясывает мультимедийная стена «872 дня блокады». В стене устроены входы в выступающие за контур холма тематические блоки музея: «Дорога жизни», «Попытки прорыва блокады», «Операция «Искра», или Прорыв блокады», «Снятие блокады и послевоенное восстановление города».
Тем временем
Конкурс на проектирование музея на основе концепции «Студии 44» будет объявлен в ноябре 2017 года. Результаты конкурса обещают объявить в декабре, о чем было сказано 10 октября на пресс-конференции архитектора Никиты Явейна и Сергея Важенина (руководителя АО «Центр выставочных и музейных проектов») в петербургском отделении агентства «Интерфакс». Расходы на проектирование составят около 150−170 млн руб.
В портфеле «Студии 44», известной как Архитектурная мастерская Никиты Явейна, частной мастерской, одной из крупнейших в России и насчитывающей более 140 сотрудников, такие проекты, как музейный комплекс Государственного Эрмитажа в Главном штабе, железнодорожный вокзал «Олимпийский парк» в Сочи, Академия танца Бориса Эйфмана в Петербурге.