Вечная память встала на пути светлого будущего
Строительство развязки к Экспофоруму вызвало в городе скандал: специалисты заявляют, что во время стройки было задето воинское захоронение.
22 сентября историк, член Русского географического общества Александр Скробач ехал по Петербургскому шоссе и вдруг увидел на пересечении шоссе и реки Пулковки бульдозеры и экскаваторы. Это стало для него неожиданностью, потому что рядом с этим местом находится братское захоронение, где стоят плиты со 122 именами бойцов.
«Я сразу позвонил ребятам-поисковикам, которые работают в Пушкинском районе, – вспоминает Скробач. – В ночь на 23 сентября мы приехали туда и обнаружили такую картину: в земле, вспаханной бульдозерами, видны человеческие останки, валяются предметы воинского снаряжения – каска, часть гранаты, подсумок, патроны. Строители вспороли землю в нескольких метрах от мемориала, а он стоит в самом центре огромного захоронения».
Скробач рассказывает, что они тогда же пошли в лагерь строителей – сказать, чтобы работы были остановлены, потому что поисковики все зафиксировали и утром вызовут полицию. «На следующий день мы позвонили в администрацию Пушкинского района, в полицию, Следственный комитет, – говорит Александр. – Они приехали. Составили протокол, и СК дал устный запрет на производство работ. Но недели через три там опять началось движение: появлялись какие-то люди с миноискателями – я подъезжал, разговаривал с ними, и они быстро сворачивались. Я видел, что на кладбище рубят зеленые насаждения. Кроме того, часть останков, которые находились в земле и не были изъяты СК, куда-то пропали».
Уже месяц защитники захоронения пытаются понять, что происходит и когда это закончится: «Совершенно дикий случай», – возмущается Скробач.
Историк акцентирует внимание на том, что при обнаружении останков строители должны были сразу прекратить работы и сообщить об этом в полицию. «Но они никуда не заявили, – говорит он. – Получается, что несколько лет назад этот участок сумели отбить (тогда не стали строить там дорогу и сдали Экспофорум без этой части развязки), а тут совершенно внезапно, без объявления войны происходит такое!»
Шесть лет
Игорь Ткачук, помощник начальника отдела военного комиссариата Колпинского и Пушкинского района, показывает то один документ, касающийся воинского захоронения, то другой – писем и обращений на эту тему было действительно много. Главный среди них – учетная карточка воинского захоронения № 282, датированная 1 ноября 2011 г.: через неделю будет шесть лет, как она создана. В ней указано место захоронения – Старое Пулковское кладбище бывшего села Большое Пулково: Петербургское шоссе 2 км (пересечение шоссе и р. Пулковка), сев. склон Пулковской горы, 20 м от дороги слева. Даты: 1941–1944 гг., вид – братское захоронение. Количество захороненных – около 1000. В документах есть и отчет о проведении работ от 1 октября 2012 г. поисковой организацией «Доблесть», в котором подтверждается наличие захоронения на этой территории.
От мемориальных стел до разрытых могил — всего три метра
«Когда в 2009 году начинались проектные работы по строительству Экспофорума, историки и краеведы возбудились: они знали, что здесь проходили жуткие бои, было много захоронений, – рассказывает Ткачук. – Историком Виктором Владимировичем Кунтаревым были обработаны именные списки и подготовлена военно-историческая справка по селу Большое Пулково и бойцам, похороненным тут на кладбище. В военкомате проверили эти данные и поняли, что там действительно находится крупное воинское захоронение. И тогда было принято решение его паспортизировать (после этого одна учетная карточка отправляется в Минобороны, а вторая – в городской военкомат). У нас я нашел подлинник». По словам помощника начальника отдела, к 2016 году на месте захоронения появился мемориал – девять плит с именами солдат.
Кристина Мартынова, заведующая сектором по восстановлению и увековечению памяти погибших при защите Отечества Дома молодежи Санкт-Петербурга, говорит, что у нее не вызывает сомнений, что там есть захоронение. «Оно паспортизировано, – объясняет она. – В Минобороны эта информация есть, она выложена в открытый доступ на сайте обобщенного банка данных «Мемориал» (официальный сайт Минобороны, который основывается на документах центрального архива Минобороны в Подольске). Но этому захоронению не присвоили кадастровый номер, и получается, что по документам оно есть, а земли под ним нет. Думаю, что это недоразумение».
Игорь Ткачук говорит, что сейчас земляные работы не ведутся – он ездит на место через день или чаще, плюс там за происходящим следят местные жители. 3 октября подано заявление в прокуратуру. «Они должны принять решение до 3 ноября, – объясняет Ткачук: – или подавать исковое заявление в суд в защиту прав неограниченного круга лиц, или отказать военкомату. Естественно, если прокуратура откажет в возбуждении уголовного дела, мы будем обращаться в вышестоящую инстанцию».
Ткачук тоже поисковик, и эта ситуация расстраивает его не только как должностное лицо.
«Такое впервые, чтобы на территории Петербурга экскаватор пропахал 60 метров захоронения, сняв слой земли, обнажив кости,
– говорит он. – Меня трясло три дня. Я сам искал своего дедушку семь лет: он погиб в октябре 1944 года в Прибалтике. Я перелопатил списки и в итоге нашел – теперь знаю, где он похоронен. Так что для меня это еще и личная тема».
Безвременье
В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры говорят, что на территории, где были обнаружены останки и предметы времен Великой Отечественной войны, дирекцией транспортного строительства проводились «подготовительные работы, в том числе изыскания в рамках развития транспортной доступности крупнейшего выставочного центра города «Экспофорум». Помощь в работах дирекции оказывает компания «ПО «Возрождение». На вопрос о выданных разрешениях на работы в комитете отвечают, что «у дирекции есть разрешение на установку забора». Дорогу должны сдать к маю 2018-го.
В ведомстве подчеркивают, что официальных данных о зарегистрированных воинских захоронениях в границах производства работ нет (у комитета нет подтверждения, что публикуемые в СМИ документы – официальные), а все земельные участки находятся в частной собственности. «Однако в связи с обнаружением останков все работы в месте предполагаемого захоронения временно приостановлены для проведения дополнительных исследований, – заявляют в пресс-службе. – Также в адрес Министерства обороны Российской Федерации направлено обращение с просьбой оказать помощь в урегулировании данного вопроса и направить на место производства работ силы специального поискового батальона. Предположительно обнаруженные останки носят единичный характер и связаны с оживленными боями под Ленинградом, которые проходили в годы Великой Отечественной войны».
С Денисом Матвеевым, первым заместителем главы администрации Пушкинского района, связаться не удалось, но он давал исчерпывающий комментарий каналу «НТВ-Петербург»: «Мы подняли все архивные данные начиная с 68-го года. И никакого подтверждения, что там воинские захоронения, не нашли в архивах Министерства обороны».
В СК «Новой» сообщили, что вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и «предварительно выяснилось, что это останки одного человека». «Естественно, там останки одного человека, – не удивляется Ткачук. – Сколько они взяли, столько и обследовали. Они же взяли мешочек, причем попросили нас сложить кости аккуратненько».
23 октября депутат ЗакСа Борис Вишневский направил подробное обращение губернатору Георгию Полтавченко, в котором, в частности, попросил дать поручение о приостановке подготовительных работ по возведению развязки до выполнения работ по обозначению и регистрации места захоронения или до перезахоронения останков погибших.
«Поскольку Санкт-Петербург – это Ленинград, – говорит Кристина Мартынова, – и здесь достаточно много захоронений, я довольно часто слышу такую фразу: «И что теперь, не строить нигде?» Строить, но все-таки уважая память тех, кто за нас голову сложил».